ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 13АП-2747/19 от 11.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 307-ЭС19-15092

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва11 сентября 2019 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Золотова Е.Н., изучив  кассационную жалобу администрации Советского городского округа  Калининградской области (Калининградская область) и кассационную жалобу,  поданную в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации главой муниципального образования «Советский  городской округ» Калининградской области (Калининградская область, далее –  глава муниципального образования), на решение Арбитражного суда  Калининградской области от 19.12.2018, постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 и постановление Арбитражного  суда Северо-Западного округа от 18.06.2019 по делу  № А21-8373/2018  Арбитражного суда Калининградской области

по иску заместителя прокурора Калининградской области в интересах  неопределенного круга лиц и муниципального образования «Советский городской  округ» Калининградской области к администрации Советского городского округа  Калининградской области (далее – администрация), обществу с ограниченной  ответственностью «Центр капитального строительства» (Калининградская  область, далее - общество), муниципальному бюджетному учреждению «Центр  капитального строительства и ремонта» (Калининградская область, далее -  учреждение) 

о признании муниципального контракта от 23.12.2016

 № 01353000032916000086-0171459-01 (далее - контракт) недействительной  сделкой и о применении последствий недействительности ничтожной сделки; 


о признании недействительным инвестиционного договора от 23.12.2016

 № 1 (далее - договор) и о применении последствий недействительности  ничтожной сделки,

установил:

решением Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2018,  оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 13.03.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо- Западного округа от 18.06.2019, исковые требования удовлетворены частично:  признан недействительным пункт 1.6 контракта, признан недействительным  договор, в удовлетворении остальной части иска отказано. 

В жалобе, поданной в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации, глава муниципального образования ссылается на то, что при  рассмотрении дела допущены нарушения норм процессуального закона. Полагает,  что к участию в деле должно быть привлечено муниципальное образование, в  защиту интересов которого выступал прокурор. 

В кассационной жалобе, поданной в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации, администрация просит отменить названные судебные  акты, ссылаясь на допущенные судами при рассмотрении указанного дела  существенные нарушения норм материального права и норм процессуального  права.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс)  кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в  ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального  права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и  законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности.

Между тем таких оснований по доводам кассационных жалоб не  установлено.

Как следует из содержания обжалуемых судебных актов, 23.12.2016  администрацией (муниципальный заказчик), учреждением (заказчик-застройщик)  и обществом (подрядчик) был заключен муниципальный контракт  01353000032916000086-0171459-01 на выполнение работ по реконструкции  здания, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Советск, 

ул. Ленина, 12.

В соответствии с пунктом 1.6 контракта право общей долевой собственности  на созданный объект возникает у муниципального заказчика и подрядчика  пропорционально объему средств, направленных на финансирование объекта.

Также 23.12.2016 администрацией и обществом (инвестор) был заключен  инвестиционный договор, по условиям которого инвестор принял обязательства  по софинансированию объекта в рамках контракта, после ввода объекта  эксплуатацию между сторонами осуществляется распределение имущественных  прав на созданный объект. 


Признавая недействительными пункт 1.6 контракта и инвестиционный  договор, суды, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 168 Гражданского  кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 14 Федерального закона от  25.02.1999  № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,  осуществляемой в форме капитальных вложений», исходили из того, что  указанные сделки являются ничтожными, поскольку заключены в нарушение  законодательства о контрактной системе, законодательства о приватизации  муниципального имущества, в отсутствие экспертизы инвестиционного проекта,  при этом посягают на публичные интересы, так как направлены на продажу  обществу имущества, находящегося в муниципальной собственности, в обход  закона.

Нарушений норм материального права при принятии обжалованных  судебных актов не установлено.

Приведенные администрацией в кассационной жалобе доводы основаны на  ином толковании норм материального и процессуального права, что не  свидетельствует о неправильном применении их судами или допущенной  судебной ошибке.

В соответствии со статьей 42 Кодекса лица, не участвовавшие в деле, о  правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе  обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по  правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами  и несут обязанности лиц, участвующих в деле.

Как следует из судебных актов, с исковым заявлением о признании  недействительными сделок, заключенными органом местного самоуправления,  обратился прокурор в порядке статьи 52 Кодекса.

В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 23.03.2012  № 15 «О некоторых вопросах участия  прокурора в арбитражном процессе» разъяснено, что предъявляя иск о признании  недействительной сделки или применении последствий недействительности  ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах втором и третьем  части 1 статьи 52 Кодекса, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах  публично-правового образования. В связи с этим суд извещает соответствующее  публично-правовое образование, в интересах которого предъявлен иск, в лице  уполномоченного органа о принятии искового заявления прокурора к  производству и возбуждении производства по делу. Такое публично-правовое  образование в лице уполномоченного органа вправе вступить в дело в качестве  истца.

Уполномоченный орган публично-правового образования (администрация  Советского городского округа) был привлечен к делу в качестве ответчика, его  представитель участвовал при рассмотрении дела, заявлял о своей правовой  позиции по делу. 

Из содержания судебных актов, учитывая предмет и основания заявленных  истцом требований, не усматривается, что обжалуемые акты приняты  непосредственно о правах и обязанностях главы муниципального образования,  либо в них содержатся выводы об установлении каких-либо обязанностей  заявителя.


Заинтересованность заявителя в исходе спора, не может служить правовым  основанием для признания за заявителем права на обжалование судебных актов по  делу.

С учетом изложенного, оснований для передачи жалоб в Судебную  коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не  имеется.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8, 291.11 Кодекса, судья

определил:

отказать администрации Советского городского округа и главе Советского  городского округа в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Е.Н.Золотова