ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 13АП-40697/2022 от 11.01.2024 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 307-ЭС23-21450

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва11.01.2024

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив  по материалам истребованного дела кассационную жалобу товарищества  собственников жилья «Дачное-3» (далее – товарищество) на постановление  Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.08.2023 по делу   № А56-66706/2022,

установил:

товарищество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга  и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи  49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  к акционерному обществу «Невский экологический оператор»  (далее – общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении  договора от 30.12.2021  № 1263970-2022/ТКО (далее – договор) на оказание  услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО),  изложив пункты 1.3, 2.2, 3.1.1, 3.1.6, 4.1, 6.2 договора, приложение  № 1  к договору в редакции товарищества согласно протоколу разногласий  от 27.04.2022, а пункт 3.3.5 договора – в редакции общества; исключив пункт  3.3.8 договора.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет  по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению  экологической безопасности.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 21.11.2022 урегулированы разногласия, возникшие при заключении 


договора с изложением спорных пунктов договора в предложенной обществом  редакции, а именно:

- пункт 1.3: «Способ складирования ТКО в контейнеры, бункеры,  расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных  отходов: в бункеры, расположенные на контейнерных  площадках/на специальных площадках складирования крупногабаритных  отходов»;

- пункт 2.2: «Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО  до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга  по обращению с ТКО, на основании выставленного счета. Датой оплаты  считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет регионального  оператора»;

- пункт 3.1.1: «Принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены  в приложении к настоящему договору»;

- добавить пункт 3.1.6: «Осуществлять подбор просыпавшихся при  погрузке ТКО при перемещении их в мусоровоз. Основание пункт 148(12)  Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 06.05.2011  № 354. Региональный  оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с ТКО с момента  погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка ТКО включает в себя уборку  мест погрузки ТКО»;

- пункт 3.3.5: «Не допускать повреждения контейнеров, сжигания ТКО  в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования  в контейнерах запрещенных отходов и предметов»;

- исключить пункт 3.3.8;

- пункт 4.1: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы  ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы  твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.06.2016  № 505 «Об утверждении Правил  коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»  (далее - Правила  № 505), следующим способом: расчетным путем, исходя  из нормативов накопления ТКО. При определении объема ТКО по нормативам  накопления ТКО, в случае изменения нормативов накопления ТКО,  такие нормативы применяются к отношениям сторон с даты вступления в силу  (начала действия) соответствующего нормативного акта уполномоченного  органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (Распоряжение Комитета  по тарифам Санкт-Петербурга), независимо от заключения сторонами  дополнительного соглашения»;

- пункт 6.2: «В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения  потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный  оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере  1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации,  установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы 


задолженности за каждый день просрочки, если иное не предусмотрено  жилищным законодательством»;

- приложение  № 1: «В приложении  № 1 к договору в таблице  № 2 в графе  «Метод учета по нормативам накопления/по объему и количеству вывезенных  контейнеров): Норматив». Периодичность вывоза ТКО для потребителей  устанавливается в соответствии с требованиями действующего  законодательства, а также технической возможностью регионального  оператора;

- в приложении  № 1 к договору в таблице  № 3 в графе Норматив  накопления, куб. м – «0,0792 Объем ТКО в год, куб. м - 1027,0656».

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 16.03.2023 решение суда первой инстанции изменено в части пунктов 4.1  и приложения  № 1 к договору:

- пункт 4.1 договора изложен в следующей редакции: «Учет объема  и (или) массы ТКО производить в соответствии с Правилами  № 505  следующим способом: расчетным путем исходя из количества контейнеров  для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО»;

- приложение  № 1 к договору изложено в следующей редакции:  «В приложении  № 1 к договору в таблице  № 2 в графе «Метод учета  (по нормативам накопления/по объему и количеству вывезенных контейнеров):  расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО,  установленных в местах накопления ТКО. Периодичность вывоза ТКО  для потребителей устанавливается в соответствии с требованиями  действующего законодательства».

В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа  от 08.08.2023 постановление суда апелляционной инстанции в измененной  части отменено за исключением последнего предложения абзаца третьего  его резолютивной части (периодичность вывоза ТКО для потребителей  устанавливается в соответствии с требованиями действующего  законодательства), решение суда первой инстанции в соответствующей части  оставлено в силе.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, общество, ссылаясь на нарушение судом округа норм  материального права, просит отменить постановление от 08.08.2023 и оставить  в силе постановление суда апелляционной инстанции.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2023  дело истребовано из Арбитражного суда города Санкт-Петербурга  и Ленинградской области.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в жалобе доводы  не подтверждают существенных нарушений норм материального права 


и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются  достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном  порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации  за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если  указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Изучив доводы кассационной жалобы, материалы истребованного дела  и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской  Федерации считает, что оснований для передачи жалобы товарищества  на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Суд первой инстанции, с которым согласился суд округа, исследовав  и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь  положениями гражданского законодательства и законодательства,  регулирующего обращение с ТКО и порядок их коммерческого учета объема  и (или) массы, урегулировал возникшие у сторон разногласия при заключении  договора, изложив спорные условия исходя из предложенной обществом  (региональный оператор) редакции.

При этом суд учел, что товарищество не осуществляет раздельное  накопление ТКО в порядке, установленном соответствующим нормативным  правовым актом на территории Санкт-Петербурга, и сделал вывод  о том, что расчет платы за оказанные региональным оператором услуги  подлежит определению на основании норматива, установленного  уполномоченным органом для потребителей в жилых помещениях  многоквартирных домов.

Необходимо отметить, что потребитель вправе производить коммерческий  учет отходов исходя из количества и объема контейнеров,  если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного  накопления ТКО и потребитель осуществляет раздельное накопление  в соответствии с установленными нормативным правовым актом правилами,  то есть по определенным видам отходов и складирования в отдельных  контейнерах для соответствующих видов ТКО. 

Данная правовая позиция подтверждена в пункте 12 Обзора судебной  практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными  отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской  Федерации 13.12.2023.

Разделами 4, 5 и 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов  (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга,  утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию, охране  окружающей среды и обеспечения экологической безопасности от 01.07.2022   № 371-р, установлены правила раздельного накопления с разделением  на указанные в разделе 4 категории, с необходимостью складирования  их в определенные виды контейнеров, соответствующих установленным  разделом 6 требованиям, со специальной маркировкой. При этом для  организации разделенного накопления ТКО отходов в многоквартирном доме  требуется, в том числе принятие решения всех собственников жилых 


и нежилых помещений в доме и обращение к региональному оператору  с указанием предлагаемой системы накопления отходов. На основании  представленных документов региональный оператор направляет  соответствующее уведомление, содержащее информацию о месте нахождения  площадки для раздельного накопления, тип реализуемой системы раздельного  накопления, технические характеристики и количество контейнеров.

Из изложенного следует, что несоблюдение указанных правил раздельного  накопления свидетельствует об отсутствии у отходообразователя права  требовать установления платы за услуги оператора исходя из объема  контейнеров.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы  судов первой и кассационной инстанций, не подтверждают существенных  нарушений указанными судами норм материального и (или) процессуального  права, повлиявших на исход дела, поэтому не имеется предусмотренных  статьями 291.6 и 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы товарищества собственников  жилья «Дачное-3» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.С. Чучунова