ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 307-ЭС23-21450
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва11.01.2024
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Дачное-3» (далее – товарищество) на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.08.2023 по делу № А56-66706/2022,
установил:
товарищество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу «Невский экологический оператор» (далее – общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 № 1263970-2022/ТКО (далее – договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), изложив пункты 1.3, 2.2, 3.1.1, 3.1.6, 4.1, 6.2 договора, приложение № 1 к договору в редакции товарищества согласно протоколу разногласий от 27.04.2022, а пункт 3.3.5 договора – в редакции общества; исключив пункт 3.3.8 договора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2022 урегулированы разногласия, возникшие при заключении
договора с изложением спорных пунктов договора в предложенной обществом редакции, а именно:
- пункт 1.3: «Способ складирования ТКО в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках/на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов»;
- пункт 2.2: «Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного счета. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора»;
- пункт 3.1.1: «Принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору»;
- добавить пункт 3.1.6: «Осуществлять подбор просыпавшихся при погрузке ТКО при перемещении их в мусоровоз. Основание пункт 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. Региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО»;
- пункт 3.3.5: «Не допускать повреждения контейнеров, сжигания ТКО в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов»;
- исключить пункт 3.3.8;
- пункт 4.1: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее - Правила № 505), следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО. При определении объема ТКО по нормативам накопления ТКО, в случае изменения нормативов накопления ТКО, такие нормативы применяются к отношениям сторон с даты вступления в силу (начала действия) соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга), независимо от заключения сторонами дополнительного соглашения»;
- пункт 6.2: «В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы
задолженности за каждый день просрочки, если иное не предусмотрено жилищным законодательством»;
- приложение № 1: «В приложении № 1 к договору в таблице № 2 в графе «Метод учета по нормативам накопления/по объему и количеству вывезенных контейнеров): Норматив». Периодичность вывоза ТКО для потребителей устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также технической возможностью регионального оператора;
- в приложении № 1 к договору в таблице № 3 в графе Норматив накопления, куб. м – «0,0792 Объем ТКО в год, куб. м - 1027,0656».
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 решение суда первой инстанции изменено в части пунктов 4.1 и приложения № 1 к договору:
- пункт 4.1 договора изложен в следующей редакции: «Учет объема и (или) массы ТКО производить в соответствии с Правилами № 505 следующим способом: расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО»;
- приложение № 1 к договору изложено в следующей редакции: «В приложении № 1 к договору в таблице № 2 в графе «Метод учета (по нормативам накопления/по объему и количеству вывезенных контейнеров): расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Периодичность вывоза ТКО для потребителей устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства».
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.08.2023 постановление суда апелляционной инстанции в измененной части отменено за исключением последнего предложения абзаца третьего его резолютивной части (периодичность вывоза ТКО для потребителей устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства), решение суда первой инстанции в соответствующей части оставлено в силе.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество, ссылаясь на нарушение судом округа норм материального права, просит отменить постановление от 08.08.2023 и оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2023 дело истребовано из Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права
и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив доводы кассационной жалобы, материалы истребованного дела и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы товарищества на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд округа, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями гражданского законодательства и законодательства, регулирующего обращение с ТКО и порядок их коммерческого учета объема и (или) массы, урегулировал возникшие у сторон разногласия при заключении договора, изложив спорные условия исходя из предложенной обществом (региональный оператор) редакции.
При этом суд учел, что товарищество не осуществляет раздельное накопление ТКО в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом на территории Санкт-Петербурга, и сделал вывод о том, что расчет платы за оказанные региональным оператором услуги подлежит определению на основании норматива, установленного уполномоченным органом для потребителей в жилых помещениях многоквартирных домов.
Необходимо отметить, что потребитель вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров, если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет раздельное накопление в соответствии с установленными нормативным правовым актом правилами, то есть по определенным видам отходов и складирования в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Данная правовая позиция подтверждена в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
Разделами 4, 5 и 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности от 01.07.2022 № 371-р, установлены правила раздельного накопления с разделением на указанные в разделе 4 категории, с необходимостью складирования их в определенные виды контейнеров, соответствующих установленным разделом 6 требованиям, со специальной маркировкой. При этом для организации разделенного накопления ТКО отходов в многоквартирном доме требуется, в том числе принятие решения всех собственников жилых
и нежилых помещений в доме и обращение к региональному оператору с указанием предлагаемой системы накопления отходов. На основании представленных документов региональный оператор направляет соответствующее уведомление, содержащее информацию о месте нахождения площадки для раздельного накопления, тип реализуемой системы раздельного накопления, технические характеристики и количество контейнеров.
Из изложенного следует, что несоблюдение указанных правил раздельного накопления свидетельствует об отсутствии у отходообразователя права требовать установления платы за услуги оператора исходя из объема контейнеров.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов первой и кассационной инстанций, не подтверждают существенных нарушений указанными судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, поэтому не имеется предусмотренных статьями 291.6 и 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать в передаче кассационной жалобы товарищества собственников жилья «Дачное-3» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации Н.С. Чучунова