ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 13АП-5623/2023 от 25.12.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 307-ЭС23-24745

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва25 декабря 2023 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив  кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива  № 748 (далее –  Кооператив) на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа 

от 21.08.2023 по делу  № А56-74499/2022,

 у с т а н о в и л:

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, заявитель, ссылаясь на нарушение окружным судом норм  материального и процессуального права, просит пересмотреть указанный  судебный акт в кассационном порядке.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 

(далее – АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие  существенных нарушений судами норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых  невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказывая Кооперативу в иске, суд первой инстанции (с которым  согласился окружной суд) исследовал и оценил представленные в материалы  дела доказательства, правильно применил нормы гражданского  законодательства и законодательства, регулирующего обращение с твердыми  коммунальными отходами (далее – ТКО) и порядок их коммерческого учета 


объема и (или) массы, и исходил из того, что договор на оказание услуг по  обращению с ТКО заключен на условиях типового договора в редакции  регионального оператора.

При этом суд учел, что Кооператив не осуществляет раздельное  накопление ТКО в порядке, установленном соответствующим нормативным  правовым актом на территории Санкт-Петербурга, и сделал вывод о том, что  расчет платы за оказанные региональным оператором услуги подлежит  определению на основании норматива, установленного уполномоченным  органом для потребителей в жилых помещениях многоквартирных домов.

Необходимо отметить, что потребитель вправе производить  коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров, если в  субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного  накопления ТКО и потребитель осуществляет раздельное накопление в  соответствии с установленными нормативным правовым актом правилами, то  есть по определенным видам отходов и складирования в отдельных  контейнерах для соответствующих видов ТКО. 

Данная правовая позиция подтверждена в пункте 12 Обзора судебной  практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными  отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской  Федерации 13.12.2023.

Разделами 4, 5 и 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов  (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга,  утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию, охране  окружающей среды и обеспечения экологической безопасности от 01.07.2022   № 371-р, установлены правила раздельного накопления с разделением на  указанные в разделе 4 категории, с необходимостью складирования их в  определенные виды контейнеров, соответствующих установленным разделом 6  требованиям, со специальной маркировкой. При этом для организации  разделенного накопления ТКО отходов в многоквартирном доме требуется, в  том числе принятие решения всех собственников жилых и нежилых помещений  в доме и обращение к региональному оператору с указанием предлагаемой  системы накопления отходов. На основании представленных документов  региональный оператор направляет соответствующее уведомление, содержащее  информацию о месте нахождения площадки для раздельного накопления, тип  реализуемой системы раздельного накопления, технические характеристики и  количество контейнеров.

Правила и организация раздельного накопления в случае, если место  накопление ТКО не является общим имуществом собственников помещений в  многоквартирном доме и размещено на землях общего пользования,  регламентированы пунктами 5.2, 5.2.1 и 5.3 указанного Порядка. В любом  случае для организации раздельного накопления отходов в многоквартирном  доме требуется решение собственников помещений в этом доме и последующее  решение регионального оператора.

Из изложенного следует, что несоблюдение указанных правил  раздельного накопления свидетельствует об отсутствии у отходообразователя 


права требовать установления платы за услуги оператора исходя из объема  контейнеров.

Определения Судебной коллегии по экономическим спора, на которые в  жалобе ссылается Товарищество, принято по делами с иными фактическими  обстоятельствами и с учетом того, что в спорные периоды в конкретных  субъектах Российской Федерации не была реализована программа раздельного  накопления ТКО.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы  судов первой и кассационной инстанций, направлены на переоценку  установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных  нарушений указанными судами норм материального и (или) процессуального  права, повлиявших на исход дела, поэтому не имеется предусмотренных  статьями 291.6 и 291.11 АПК РФ оснований для передачи жалобы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации

о п р е д е л и л:

отказать Жилищно-строительному кооперативу  № 748 в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации И.Л. Грачева