ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 13АП-5746/19 от 21.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 307-ЭС19-17674

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва21 октября 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев  кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива  № 293 на  постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.08.2019 по  делу  № А56-131025/2018 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области 

по заявлению Жилищно-строительного кооператива  № 293 (далее –  кооператив) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по  делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу в лице Отдела  надзорной деятельности и профилактической работы Московского района  (далее – управление) об оспаривании предписания от 20.07.2018  № 2-18-686/1/1  об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

установила:

решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 22.01.2019, оставленным без изменения постановлением  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019, заявленное  требование удовлетворено.


Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа

от 13.08.2019, решение суда первой инстанции от 22.01.2019 и постановление  суда апелляционной инстанции от 16.04.2019 отменены. В удовлетворении  заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, общество просит об отмене постановления суда округа, ссылаясь  на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как усматривается из судебных актов, в отношении кооператива была  проведена внеплановая выездная проверка в целях проверки исполнения ранее  выданного предписания от 26.07.2016  № 2-18-980/1/1, в ходе которой  установлено неисполнение пунктов  №№ 1, 4 предписания, а именно: допущено  хранение (размещение) горючих материалов (мебели) на путях эвакуации,  (коридор 6-го этажа со стороны кв. 30, 31, 32); допущено хранение  (размещение) горючих материалов (мебели) на путях эвакуации, (коридор 9-го  этажа со стороны кв. 229, 230, 231).

По результатам проверки составлен акт, выдано предписание от 20.07.2018   № 2-18-686/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.


Не согласившись с предписанием, кооператив обратился в арбитражный  суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций  пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание не отвечает  требованиям исполнимости, поскольку не содержит сведений о проведении  конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, какие  действия необходимо предпринять для устранения этих нарушений.

При таких обстоятельствах суды признали предписание недействительным.

Суд округа, отменяя судебные акты судов первой и апелляционной  инстанций, руководствовался положениями Федерального закона от 26.12.2008   № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и  муниципального контроля» (далее – Закон  № 294-ФЗ) и исходил из того, что  оспоренное предписание содержит требование по исполнению пунктов 23 и 36  Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012  № 390,  конкретные нарушения, а также имеет разумный срок для устранения  указанных нарушений.

Как указал суд, согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона  № 294-ФЗ  должностные лица органа, проводившего проверку, в случае выявления при ее  проведении нарушений обязательных требований или требований,  установленных муниципальными правовыми актами, обязаны выдать  юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об  устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Отсутствие в предписании конкретных действий, подлежащих совершению  в целях устранения (прекращения) нарушения, предоставляет субъекту  предпринимательской деятельности возможность самостоятельно избрать  приемлемый для него механизм исполнения предписания.

С учетом изложенного суд округа признал предписание законным и  отказал в удовлетворении заявленного требования.


Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений  судом округа норм материального и процессуального права, которые являлись  бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в  кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья

определила:

отказать Жилищно-строительному кооперативу  № 293 в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М.В. Пронина  Российской Федерации