ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 13АП-7280/18 от 24.06.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 307-ЭС18-25783

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва24 июня 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Попова Г.Г., изучив  по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества  с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальные системы Северо- Запада» (Санкт-Петербург) на решение Арбитражного суда города Санкт- Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2018, постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018  и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.10.2018  по делу  № А56-75313/2017,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальные  системы Северо-Запада» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным  в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению  «Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга» (далее –  Учреждение) о взыскании 229 765 рублей 76 копеек расходов за содержание  общего имущества в многоквартирном жилом доме.

 Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга  и Ленинградской области от 19.02.2018, оставленным без изменения  постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 11.05.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа  от 26.10.2018, в иске отказано.


Общество, ссылаясь на существенные нарушения судами норм  материального права, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации  с заявлением о пересмотре в кассационном порядке принятых по данному делу  судебных актов.

Дело истребовано из Арбитражного суда города Санкт-Петербурга  и Ленинградской области.

Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ

по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда  Российской Федерации выносит определение либо об отказе в передаче жалобы  для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом  для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке  кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли  на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской 

и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного  Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи  кассационной жалобы Общества вместе с делом для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Учреждением  13.05.2016 проведен открытый конкурс по отбору управляющих организаций  для управления многоквартирными домами, расположенными на территории  Центрального района Санкт-Петербурга.

В конкурсной документации, в частности, приведен перечень  обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества  собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт- Петербург, ул. Гончарная, д.14, литера А, который содержит в том числе:  стоимость услуг управления многоквартирным домом – 54 506 рублей  09 копеек в год, 4 542 рубля 17 копеек в месяц, тариф на 1 кв. м общей площади  в месяц - 1 рубль 18 копеек; обеспечение постоянной готовности инженерных  коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав  общего имущества для предоставления коммунальных услуг собственникам,  173 680 рублей 42 копейки в год, 14 473 рубля 37 копеек в месяц, тариф  на 1 кв. м общей площади – 3 рубля 76 копеек; уборка лестничных клеток –  77 601 рубль 89 копеек в год, 6 466 рублей 82 копейки в месяц, тариф на 1 кв. м  общей площади – 1 рубль 68 копеек, очистка кровли от наледи и уборка снега – 


27 253 рубля 04 копейки в год, 2 271 рубль 09 копеек в месяц, тариф на 1 кв. м  общей площади – 0, 59 рубля.

По итогам открытого конкурса Учреждение (заказчик) и Общество  (исполнитель) 27.06.2016 заключили контракт  № 02/16 СЗ, согласно пункту 1.1  которого исполнитель по заданию заказчика обязуется обеспечивать  управление многоквартирными домами, расположенными в Санкт-Петербурге  по ул. Гончарная, д. 14, литера А и ул. Старорусская, д. 11 литера В, оказывать  услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего  имущества в указанных многоквартирных домах, а также обеспечивать  предоставление в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме,  являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, коммунальных услуг в  соответствии с условиями контракта.

Из пункта 1.4 контракта следует, что перечень работ и услуг  по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном  доме установлен в приложении  № 4 к контракту и определяется с учетом  минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения  надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме,  утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 03.04.2013  № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых  для обеспечения надлежащего содержания общего имущества  в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». 

В приложении  № 4 к контракту приведен перечень работ и услуг  по содержанию и текущему ремонту общего имущества, который включает  в себя: управление многоквартирным домом; содержание и текущий ремонт  строительных конструкций и помещений, относящихся к общему имуществу  собственников в многоквартирном доме, включая диспетчерское и аварийное  обслуживание, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации  (при необходимости); содержание и текущий ремонт инженерных систем  и оборудования, включая диспетчерское и аварийное обслуживание, осмотры,  подготовку к сезонной эксплуатации, в том числе: систем холодного и горячего  водоснабжения, газоснабжения, канализации, центрального отопления,  электроснабжения, вентиляции, кодового замка, переговорно-замочного  устройства, автоматизированной противопожарной защиты; санитарное  содержание, в том числе придомовой территории, помещений, относящихся  к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном жилом  доме, в том числе уборку лестничных клеток, очистку мусоропроводов, вывоз  твердых бытовых отходов, уход за зелеными насаждениями, дератизацию дома;  эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых энергетических  ресурсов (приборов учета электрической и тепловой энергии, горячей  и холодной воды).

Из приложения  № 1 к контракту следует, что в отношении дома 14 литеры  А по ул. Гончарная стоимость контракта составляет 152 681 рублей 34 копейки,  из них 152 681 рубль 34 копейки - стоимость отопления; размер содержания  общего имущества равен нулю.


В отношении дома 11 литеры В по ул. Старорусская стоимость контракта  составила 8 719 рублей 91 копейка, из них отопление - 3 983 рубля 06 копеек;  содержание общего имущества - 4 736 рублей 85 копеек.

В приложении  № 5.1 к контракту приведен расчет выплат за счет средств  бюджета Санкт-Петербурга в отношении пустующих помещений дома 14  литеры А по улице Гончарная. При этом стоимость отопления составила  152 681 рубль 34 копейки, стоимость услуг по содержанию и текущему ремонту  общего имущества многоквартирного дома в отношении пустующих квартир  равна нулю.

В приложении  № 5.2 к контракту указан расчет выплат за счет средств  бюджета Санкт-Петербурга в отношении пустующих жилых помещений  дома 11 литеры В по улице Старорусская, из которых стоимость отопления  составила 3 983 рубля 06 копеек, стоимость услуг по содержанию и текущему  ремонту общего имущества многоквартирного дома соразмерна доле  собственника незаселенных квартир – 4 736 рублей 85 копеек.

В силу пункта 2.3.1 контракта заказчик обязан в пределах выделенных  бюджетных ассигнований, предусмотренных целевой статьей «расходы  на содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, являющихся  собственностью Санкт-Петербурга», вносить исполнителю денежные средства,  рассчитанные в соответствии с пунктом 3.4.1 контракта.

Согласно пункту 3.4.1 контракта выплаты, осуществляемые за счет средств  бюджета Санкт-Петербурга, составляют 161 401 рубль 25 копеек, рассчитанных  в соответствии с приложениями 5.1-5.2 к контракту.

В пункте 3.4.2 контракта указано, что данная цена является твердой  и определяется на весь срок исполнения контракта.

Из пункта 6.1 контракта следует, что он распространяет свое действие  на правоотношения, возникшие с 01.06.2016 по 31.12.2016.

В спорный период квартиры  № 2, 3 и 4 в доме 14 литеры А по улице  Гончарная, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга,  были не заселены.

Общество, обращаясь в арбитражный суд с иском по настоящему делу,  указало, что Учреждение не исполнило возложенную на него законом  обязанность по оплате расходов на содержание общего имущества  многоквартирного жилого дома соразмерно свей доле в праве общей  собственности на это имущество за период с июня по декабрь 2016 года  в отношении пустующих помещений (квартиры  № 2, 3 и 4) дома 14 литеры А  по улице Гончарная, а именно за предоставленные услуги по содержанию  и текущему ремонту общего имущества, уборке и санитарно-гигиенической  очистке земельного участка, управлению многоквартирным домом,  содержанию и текущему ремонту внутридомовых инженерных систем  газоснабжения, а также за коммунальные услуги, поставленные  на общедомовые нужды: горячее водоснабжение, холодное водоснабжение  и электроснабжение.

Отказывая в иске, суды трех инстанций исходили из следующего.


В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее – Гражданский кодекс), частью 1 статьи 158, частью 3  статьи 153, частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации  (далее – Жилищный кодекс) собственник жилого помещения, расположенного  в многоквартирном жилом доме, в силу прямого указания закона обязан нести  расходы по содержанию общего имущества соразмерно его доле в праве общей  собственности на это имущество.

При этом управляющая организация для выполнения функций  по управлению многоквартирным домом, в том числе по содержанию общего  имущества, обязана заключить договоры с ресурсоснабжающими  организациями, а также договоры с лицами, осуществляющими техническое  обслуживание внутридомовых инженерных систем (пункты 2.2 и 12 статьи 161  Жилищного кодекса, пункт 13, подпункт «а» пункта 31 Правил предоставления  коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений  в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 06.05.2011  № 354).

Учреждение как уполномоченный представитель собственника помещений  обязано нести расходы по содержанию общего имущества соразмерно площади  пустующих жилых помещений (квартиры  № 2, 3, 4 в доме 14 литеры А  по улице Гончарная), принадлежащих Санкт-Петербургу, до их заселения.

Между тем, истолковав условия контракта с учетом положений статьи 431  Гражданского кодекса, суды пришли к выводу, что в отношении пустующих  квартир  № 2, 3 и 4 дома 14 литеры А по улице Гончарная Учреждение приняло  на себя обязательство только по оплате отопления. Оплата услуг и работ  по содержанию общего имущества многоквартирного дома в отношении  пустующих помещений, за которые Общество просит взыскать задолженность,  контрактом не предусмотрена.

Суды указали, что, участвуя в конкурсе по отбору управляющей  организации и подписывая контракт, Общество согласилось с данными  условиями, дополнения и изменения в контракт в период его исполнения  внесены не были.

При таких обстоятельствах, сославшись на пункт 1 статьи 2 Федерального  закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных  нужд», суды не нашли оснований для удовлетворения иска.

В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу  судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами нормы  материального и процессуального права.

Заявитель полагает, что судами не применены подлежащие применению  нормы статей 210, 249 Гражданского кодекса, пункта 1 части 1 статьи 36,  части 1 статьи 39, части 2 статьи 154, частей 1 и 4 статьи 158 Жилищного  кодекса, согласно которым собственник жилого помещения, расположенного в  многоквартирном жилом доме, обязан нести расходы по содержанию общего  имущества соразмерно его доле в праве общей собственности на это имущество 


в силу закона, данная обязанность не обусловлена наличием договорных  отношений с управляющей организацией.

При этом, исходя из положений части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса,  а также пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном  доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 13.08.2006  № 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию  общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей  компании обязательными в силу закона, в связи с чем она не могла отказаться  от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного  (муниципального) контракта (пункт 24 Обзора судебной практики применения  законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных  и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда  Российской Федерации 28.06.2017).

Государственный контракт заключен по результатам открытого конкурса,  проведенного в соответствии с постановлением Правительства Российской  Федерации от 06.02.2006  № 75 «О порядке проведения органом местного  самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации  для управления многоквартирным домом», в приложениях к контракту указан  перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества.

При таких обстоятельствах заявитель считает отказ в иске неправомерным.

Приведенные в жалобе доводы о существенном нарушении судами трех  инстанций норм материального и процессуального права, которые повлияли 

на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу

с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7  статьи 291.6, статьей 291.9 АПК РФ, судья Верховного Суда Российской  Федерации

определил:

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада» передать 

для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации на 16 июля 2019 года на 11 часов 00 минут в помещении суда  по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал  № 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Г.Г. Попова