ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 14АП-12164/18 от 01.11.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 307-ЭС19-19823

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва01 ноября 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив  кассационную жалобу публичного акционерного общества «Мстатор» на  постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.07.2019 по  делу  № А44-9281/2018 Арбитражного суда Новгородской области

по заявлению публичного акционерного общества «Мстатор» (далее –  заявитель, общество) о признании незаконным и отмене предписания Отдела  надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и  Любытинскому районам Главного управления Министерства Российской  Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (далее  – отдел, уполномоченный орган) от 27.07.2018  № 161/1/1 об устранении  нарушений требований пожарной безопасности,

при участии в деле в качестве заинтересованного лица – Главного  управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных  бедствий по Новгородской области,

установил:

решением Арбитражного суда Новгородской области от 28.11.2018,  оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 09.04.2019, заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от  16.07.2019 решение суда первой инстанции и постановление суда  апелляционной инстанции отменены, в удовлетворении требования общества  отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, общество просит отменить постановление суда округа, ссылаясь на 


существенное нарушение норм права, и оставить в силе судебные акты судов  первой и апелляционной инстанций.

 Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как усматривается из судебных актов, отделом проведена внеплановая  выездная проверка деятельности общества. В ходе проверки установлено  неисполнение ранее выданного предписания от 10.07.2017  № 127/1/1 в части  пункта 2, согласно которому лестничные клетки в здании не имеют световых  проемов, чем нарушены положения статьи 89 Федерального закона от  22.07.2008  № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной  безопасности» (далее – Технический регламент), пункта 6.35 СНиП 21-01-97*.  Пожарная безопасность зданий и сооружений, введенных в действие  постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997  № 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*),  пункта 4.4.7 СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной  защиты. Эвакуационные пути и выходы, утвержденных приказом МЧС России  от 25.03.2009  № 171 (далее – СП 1.13130.2009).

Данные обстоятельства послужили основанием для выдачи предписания  от 27.07.2018  № 161/1/1 о прекращении нарушений пункта 33 Правил  противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012  № 390  (далее - Правила  № 390), пункта 6.35 СНиП 21-01-97*, статьи 89 Технического  регламента, пункта 4.4.7 СП 1.13130.2009.

Считая предписание незаконным, общество обратилось с заявлением в  арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной  инстанций исходили из неисполнимости ненормативного акта отдела,  поскольку здание находится в общей долевой собственности двух организаций  и возложение на общество обязанности устранить выявленное нарушение  требований пожарной безопасности в части реконструкции лестничных клеток,  являющихся общим имуществом здания, без участия второго собственника не  представляется возможным.

Вместе с тем суды указали, что здание построено в 1966 году и  строительные нормы, действующие в период строительства и сдачи здания в  эксплуатацию, не допускали создание проемов во внутренних стенах  лестничных клеток, в связи с чем у общества отсутствовала обязанность до 


проведения реконструкции и капитального ремонта данного здания соблюдать  содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, которые  относятся к конструктивным. При этом наличие угрозы жизни или здоровью  людей вследствие возможного возникновения пожара в результате  несоответствия проверяемого объекта положениям новых строительных норм и  правил не установлено.

Отменяя судебные акты, суд округа, руководствуясь положениями

статей 1, 20, 38 Федерального закона от 21.12.1994  № 69-ФЗ «О пожарной  безопасности», статей 4, 89 Технического регламента, пункта 6.35 

СНиП 21-01-97*, пункта 8.5 СНиП 10-01-94 «Система нормативных  документов в строительстве. Основные положения», утвержденных  постановлением Госстроя России от 17.05.1994  № 18-38, пункта 39 Инструкции  о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской  Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных  документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения,  утвержденной приказом МЧС от 16.03.2007  № 140, пунктов 57, 84  Административного регламента МЧС России исполнения государственной  функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности,  утвержденного Приказом МЧС РФ от 30.11.2016  № 644, пришел к выводу о  наличии у уполномоченного органа правовых оснований для принятия  оспоренного решения.

Суд кассационной инстанции исходил из того, что требования пожарной  безопасности установлены в целях защиты жизни и здоровья граждан,  имущества физических или юридических лиц, государственного или  муниципального имущества от пожаров, и дальнейшая эксплуатация здания не  в соответствии с новыми требованиями приводит к недопустимому риску для  безопасности жизни и здоровья людей. При этом требования, предъявляемые  отделом в оспоренном предписании, обеспечивают безопасную эвакуацию  людей из здания в случае возникновения пожара; несоответствие лестничных  клеток требованиям пожарной безопасности влияет на процесс эвакуации  людей и может привести к угрозе их жизни или здоровью вследствие  возможного возникновения пожара.

Вместе с тем выдача предписания одному из собственников здания не  свидетельствует о его неисполнимости, поскольку общество, владеющее более  половины доли в общей собственности, не лишено возможности  самостоятельно избрать механизм устранения нарушений требований пожарной  безопасности.

Кроме того, суд округа указал, что выводы судов по настоящему делу в  нарушение статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации нивелируют вступившие в законную силу судебные акты по 

 № А44-8452/2017, в рамках которого проверена законность ранее выданного  предписания от 10.07.2017  № 127/1/1.

Довод о том, что при рассмотрении дела  № А44-8452/2017 вопрос о  принадлежности здания нескольким собственникам не исследовался,  признается несостоятельным, поскольку выводы суда округа основаны не  только на обстоятельствах, установленных в рамках указанного дела.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают 


выводы суда округа, основанные на нормах действующего законодательства и  фактических обстоятельствах настоящего дела.

Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических  обстоятельств дела и иное применение к ним положений закона, не означает  допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и в силу статьи 291.6  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является  основанием для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 2912.6 и 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать публичному акционерному обществу «Мстатор» в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.К.Антонова