ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 14АП-7009/19 от 21.07.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 307-ЭС20-9669

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва21 июля 2020 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив  кассационную жалобу Администрации муниципального образования  «Козьминское» Ленского района Архангельской области (далее –  Администрация МО «Козьминское», администрация) на решение  Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2019 по делу  № А05- 2012/2019, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 31.10.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от  20.02.2020 по тому же делу

по заявлению администрации к контрольно-счетной палате  Архангельской области (далее – КСП Архангельской области, счетная палата) о  признании незаконными действий по проведению камеральной проверки,  предъявлению представления от 29.12.2018  № 01-02/1332 и уведомления о  применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2018  № 01-02/1326, а также  о признании недействительными и отмене акта камеральной проверки  законности предоставления жилья гражданам, нуждающимся в жилом  помещении, в рамках адресной программы Архангельской области  «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальным  образованием «Козьминское» Ленского района от 10.08.2018, представления от  29.12.2018  № 01-02/1332 и уведомления о применении бюджетных мер  принуждения от 29.12.2018  № 01-02/1326,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора, - Министерства топливно-энергетического 


комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области,  финансового отдела администрации муниципального образования «Ленский  муниципальный район», администрации муниципального образования  «Ленский муниципальный район»,

установила:

решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2019,  оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 31.10.2019 и постановлением Арбитражного суда  Северо-Западного округа от 20.02.2020, в части требования о признании  недействительным и отмене акта камеральной проверки от 10.08.2018  производство по делу прекращено; в удовлетворении остальной части  требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, Администрация МО «Козьминское» возражает против указанных  судебных актов и просит об их отмене, ссылаясь на существенное нарушение  норм материального права. Администрация указывает, что судами не были  применены положения части 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007   № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства» (далее – Федеральный закон от 21.07.2007  № 185-ФЗ),  свидетельствующие об отсутствии у счетной палаты полномочий по  проведению проверки законности использования средств, полученных от  Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее  – Фонд реформирования ЖКХ, фонд). 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке при изучении доводов кассационных жалоб не установлено.

Как следует из судебных актов, на основании плана экспертно- аналитической и контрольной деятельности на 2018 год и распоряжения 


председателя КСП Архангельской области от 29.01.2018  № 6-р в связи с  обращением Управления Министерства внутренних дел России по  Архангельской области, в период с 04.07.2018 по 10.08.2018 КСП  Архангельской области провела камеральную проверку законности  предоставления жилья гражданам, нуждающимся в жилом помещении, в  рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из  аварийного жилищного фонда» муниципальным образованием «Козьминское»  Ленского района, по итогам которой пришла к выводу о допущенном  администрацией нецелевом использовании бюджетных средств в общей сумме  9 543 306 рублей 08 копеек (из них 4 485 538 рублей 50 копеек средств Фонда  реформирования ЖКХ, 5 057 767 рублей 58 копеек средств областного  бюджета).

Соответствующие выводы о выявленном нарушении счетная палата  отразила в акте от 10.08.2018, а также в вынесенном в адрес администрации  представлении от 29.12.2018  № 01-02/1332. По факту нарушения счетная палата  также направила в финансовый отдел администрации муниципального  образования «Ленский муниципальный район» уведомление о применении  бюджетных мер принуждения от 29.12.2018  № 01-02/1326.

Действия по проведению контрольного мероприятия, а также  представление от 29.12.2018  № 01-02/1332 и уведомление от 29.12.2018  № 01- 02/1326 обжалованы Администрацией МО «Козьминское» в арбитражный суд.  Заявление администрации мотивировано, в числе прочего, отсутствием у  счетной палаты полномочий по проверке расходования средств Фонда  реформирования ЖКХ и вынесению представления, уведомления по данном  предмету.

Давая оценку соответствующим доводам, суды руководствовались  статьей 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 20  Федерального закона от 21.07.2007  № 185-ФЗ, статьями 9, 16 Федерального  закона от 07.02.2011  № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и  деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и  муниципальных образований», положениями Закона Архангельской области от  30.05.2011  № 288-22-ОЗ «О контрольно-счетной палате Архангельской  области», и исходили из того, что КСП Архангельской области вправе  осуществлять контроль за исполнением бюджета Архангельской области, в том  числе за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью)  использования средств областного бюджета и иных источников,  предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также контроль  за законностью, результативностью использования межбюджетных  трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам 


муниципальных образований Архангельской области. Денежные средства, в  отношении которых проведено контрольное мероприятие КСП Архангельской  области, представляют собой средства субсидии, предоставленной из бюджета  Архангельской области бюджету муниципального образования «Козьминское». 

Источником финансирования субсидии явились также средства  государственной поддержки, выделенной из Фонда реформирования ЖКХ.  Согласно части 1 статьи 5 Закона  № 185-ФЗ имущество Фонда реформирования  ЖКХ формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации.

Наличие полномочий счетной палаты по проверке законности и  результативности использования средств межбюджетных трансфертов,  предоставленных из бюджета Архангельской области, урегулировано как  федеральным, так и региональным законодательством Архангельской области.

Части 1.1, 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007  № 185-ФЗ, по  существу, устанавливают полномочия федерального исполнительного органа,  осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной  сфере, в сфере контроля за использованием средств Фонда реформирования  ЖКХ на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, что не  умаляет названные полномочия КСП Архангельской области.

Содержание судебных актов показывает, что юридически значимые  обстоятельства полно и всесторонне исследованы судами и получили  необходимую правовую квалификацию. Доводам администрации дана  надлежащая оценка в судебном разбирательстве, основанная на правильном  применении норм права. Несогласие заявителя с вынесенными судебными  актами основано на ином толковании норм права, что само по себе не  свидетельствует о допущенном судами нарушении.

Сведений о наличии оснований для отмены либо изменения судебных  актов, предусмотренных статьей 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, доводы жалобы не содержат.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать Администрации муниципального образования «Козьминское»  Ленского района Архангельской области в передаче кассационной жалобы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации