ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 14АП-7149/19 от 06.05.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 307-ЭС20-5494

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва06 мая 2020 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив  кассационную жалобу Департамента природных ресурсов, экологии и  агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа на решение  Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного  судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа 

от 05.06.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от  19.02.2020 по делу  № А05П-107/2019

по заявлению Департамента природных ресурсов, экологии и  агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа 

(далее - департамент) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по  Ненецкому автономному округу (далее - антимонопольный орган, управление)  о признании частично недействительным решения от 11.12.2018 по 

делу  № 02А/01-35-2018 (с учетом уточнения требования в порядке статьи 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора - акционерного  общества «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» и акционерного  общества «Ненецкая нефтяная компания» (далее - общество),

установил:

решением Арбитражного суда Архангельской области по месту  нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре  Ненецкого автономного округа от 05.06.2019 в удовлетворении заявленного  требования отказано.


Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от  09.10.2019 решение суда отменено, заявление департамента удовлетворено. 

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от  19.02.2020 постановление апелляционного суда отменено, решение суда первой  инстанции оставлено в силе.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, департамент, ссылаясь на нарушение судами первой инстанции и  округа норм права, просит отменить их судебные акты и оставить в силе  постановление апелляционного суда. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установлено судами, департаментом (организатор торгов) 12.12.2016  на официальном сайте размещено извещение о проведении открытого аукциона   № 10 на право заключения договора водопользования. 

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 10.02.2017 аукционная  комиссия департамента приняла решение признать аукцион несостоявшимся и  заключить договор с обществом как с единственным участником аукциона. 

На основании принятого решения 20.03.2017 сторонами заключен  договор водопользования  № 83-03.05.03.002-Р-ДРБВ-С-2017-03240/00.

В антимонопольный орган 28.04.2018 из прокуратуры Ненецкого  автономного округа поступила информация о наличии в действиях  департамента при проведении аукциона признаков нарушения  антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения поступивших материалов управлением  вынесено решение, которым в действиях департамента установлено нарушение  пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ 

«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), пункта 10  Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора  водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 14.04.2007  № 230 «О договоре водопользования, право на 


заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона»  (далее - Правила  № 230), выразившееся в участии организатора торгов  (работников организатора) в открытом аукционе, что приводит или может  привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на  соответствующем товарном рынке (пункт 1). 

Не согласившись с пунктом 1 решения, общество обратилось в  арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции исходил  из соответствия решения управления положениям Закона о защите  конкуренции, поскольку председатель аукционной комиссии департамента  одновременно является лицом, входящим в органы управления общества -  участника указанного аукциона, что создает условия для конфликта интересов  и препятствует достижению конкуренции, а также может привести к  нарушению равенства участников аукциона, баланса интересов его участников  и организатора торгов, к предоставлению необоснованных преференций  одному из участников аукциона.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции  и признавая решение управления в оспариваемой части недействительным,  пришел к выводу, что антимонопольным органом не представлено  доказательств создания департаментом преимущественных условий для  отдельных лиц или группы лиц, в том числе предоставление доступа к  конфиденциальной информации; осуществления организатором аукциона  координации деятельности участников аукциона, в результате которой  ограничивается либо может ограничиваться конкуренция между участниками  аукциона или ущемляются их интересы; необоснованного ограничения доступа  к участию в аукционе.

Отменяя постановление апелляционного суда и оставляя в силе решение  суда первой инстанции, суд округа указал, что участие в аукционе организации,  в состав органов управления которой входит председатель аукционной  комиссии, свидетельствует о наличии конфликта интересов между  организатором торгов и участником аукциона, что приводит к искажению  сущности проведения этого аукциона.

При этом судом отмечено, что оспариваемым решением департаменту не  вменялось нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 17 Закона о защите  конкуренции, содержащих перечисленные апелляционным судом нарушения,  следовательно, управлением не могло быть представлено доказательств в  подтверждение неустановленных обстоятельств.

Суд округа действовал в пределах полномочий, предусмотренных  статьями 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе об отсутствии  негативных последствий в действиях департамента, являлись предметом 


рассмотрения судов первой инстанции и округа, получили надлежащую  правовую оценку, не подтверждают существенных нарушений норм права,  повлиявших на исход дела, направлены на переоценку установленных  обстоятельств, в связи с чем не могут служить достаточным основанием для  пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

 отказать Департаменту природных ресурсов, экологии и  агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.К. Антонова