ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 14АП-8593/18 от 18.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 307-ЭС19-15203

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва18 сентября 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив  кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области 

от 16.07.2019  № АП-01-58/2555 на решение Арбитражного суда Новгородской  области от 13.08.2018 по делу  № А44-3794/2018 и постановление  Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.07.2019 по тому же делу 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новгородский  бекон» (далее – общество) к Управлению Федеральной службы по надзору в  сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области  (далее – управление, Росприроднадзор) об оспаривании предписания 

от 05.03.2018  № 10 об устранении нарушения законодательства в области  охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований,

установила:

решением Арбитражного суда Новгородской области от 13.08.2018  заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

от 11.03.2019 решение суда первой инстанции от 13.08.2018 отменено. В  удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа

от 08.07.2019 постановление суда апелляционной инстанции от 11.03.2019  отменено. Решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.08.2018  оставлено в силе.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, управление просит отменить решение суда первой инстанции и 


постановление суда кассационной инстанции, указывая на нарушение судами  норм материального права и норм процессуального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы,  представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе,  представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а  также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из судебных актов, основанием для принятия управлением  оспариваемого предписания от 05.03.2018  № 10, послужило неисполнение  обществом предписания управления от 27.12.2016  № 92/10 о необходимости  устранения нарушений природоохранного законодательства Российской  Федерации в области обращения с отходами, выразившееся в том, что общество  осуществляет деятельности по обезвреживанию (обеззараживанию) отхода IV  класса опасности – «помет куриный с опилками» в отсутствие лицензии на  осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке,  утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Не согласившись с предписанием от 05.03.2018  № 10, общество обратилось  в арбитражный суд.

Судами установлено, что общество осуществляет деятельность по  выращиванию молодняка от получения суточных цыплят до полной  переработки мяса птицы, в результате которой образуются отходы - птичий  помет, который относится в IV классу опасности.

При этом у общества имеется пометохранилище, куда помет куриный с  опилками из производственных корпусов вывозится и выдерживается 4 - 6  месяцев для перепревания, частичной минерализации и естественного  биологического обеззараживания.

В соответствии с установленным обществом технологическим процессом  производства удобрения помет куриный свежий перерабатывается в продукт -  органическое удобрение, который в дальнейшем используется обществом в  своей производственной деятельности. Названный процесс осуществляется 


обществом на основании «Технологического регламента производства  органического удобрения» от 24.01.2017, который принят в соответствии с  требованиями «ГОСТ Р 53117-2008. Национальный стандарт Российской  Федерации. Удобрения органические на основе отходов животноводства.  Технические условия». 

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами  доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических  обстоятельств дела, суд первой инстанции, позиция которого была поддержана  судом округа, руководствуясь положениями статей 1, 9 Федерального закона 

от 24.06.1998  № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее –  Закон  № 89-ФЗ), статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011  № 99-ФЗ «О  лицензировании отдельных видов деятельности», ГОСТ 30772-2001  «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами.  Термины и определения», пришел к выводу об отсутствии у управления  оснований для выдачи оспариваемого предписания, в связи с чем удовлетворил  заявленные требования.

При этом суд исходил из установленного факта того, что общество не  осуществляет сбор отходов в смысле статьи 1 Закона  № 89-ФЗ, то есть прием  или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях  дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения  таких отходов, а также хранение отходов, складирование отходов в  специальных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях  утилизации, обезвреживания, захоронения.

При таких обстоятельствах, проанализировав условия «Технологического  регламента производства органического удобрения» от 24.01.2017, суд пришел  к выводу, что в отсутствие специальных сооружений для обезвреживания  фактически осуществляется естественное биологическое обеззараживание  помета с подстилкой на участке временного накопления путем выдерживания в  пометохранилище (не превышающее 11 месяцев со дня складирования). Как  следствие, процессы, происходящие в ходе выдерживания такого отхода, не  являются деятельностью по его обезвреживанию в смысле Закона  № 89-ФЗ и не  подлежат лицензированию.

Поддерживая выводы суда первой инстанции, суд округа также отметил,  что, согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии  Российской Федерации от 05.05.2016  № 04-12-27/9376 в случае отнесения  навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые  образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных  животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции 


и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для  собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая  требования к получению лицензий на деятельность по сбору,  транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению  отходов I – IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов,  нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению  платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении  отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические  вещества и материалы распространяться не будут.

 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме от  11.08.2016  № ВА-14-27/8782 также разъяснило, что если предприятие не  производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации  навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает,  получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию  не требуется.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию  управления по спору, являлись предметом рассмотрения судов и получили  надлежащую правовую оценку.

Приведенные доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях  норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, по существу, выражают несогласие с выводами судов по  фактическим обстоятельствам, в связи с чем не могут служить основанием для  передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации.

Переоценка установленных судами обстоятельств дела и имеющихся в  деле доказательств не входит в полномочия Верховного Суда Российской  Федерации при кассационном производстве.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определила:

отказать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации