ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 15АП-13650/18 от 14.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 308-ЭС19-3502

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва19 августа 2019 г.

Дело  № А32-11576/2018

 Резолютивная часть определения объявлена 14 августа 2019 года.
 Полный текст определения изготовлен 19 августа 2019 года.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Антоновой М.К.,
судей Першутова А.Г., Тютина Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Департамента имущественных отношений администрации города Сочи на  решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2018, постановление  Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018 и  постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.12.2018  по делу  № А32-11576/2018

по заявлению Департамента имущественных отношений администрации  города Сочи (далее - департамент, заявитель) о признании незаконным решения  Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю  (далее – управление, антимонопольный орган) от 26.02.2018  № 36-Т/2018 о 


признании обоснованной жалобы общества с ограниченной ответственностью  «Экостройсервис» на действия организатора торгов департамента при  проведении аукциона в электронной форме по приватизации акций 

акционерного общества «Книги» (далее – АО «Книги»),

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с  ограниченной ответственностью «Экостройсервис» (далее – общество, 

ООО «Экостройсервис»), Хрисостомова Георгия Дмитриевича.
В заседании принял участие представитель департамента – Поляков Д.Н.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Антоновой М.К., выслушав объяснения представителя участвующего в деле  лица, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации

установила:

решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2018,  оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 15.10.2018 и постановлением Арбитражного суда  Северо-Кавказского округа от 18.12.2018, в удовлетворении заявленного  требования отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, департамент обратился  в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой  ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на допущенное судами нарушение в  толковании и применении норм материального и процессуального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  Антоновой М.К. от 19.06.2019 кассационная жалоба департамента вместе с  делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной 


коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке  кассационного производства являются существенные нарушения норм  материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи  291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия Верховного Суда  Российской Федерации считает, что кассационная жалоба департамента  подлежит удовлетворению, а принятые по делу судебные акты – отмене по  следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судами, аукционная  комиссия департамента по продаже объектов муниципальной собственности  26.01.2018 при определении участников аукциона по продаже 100 процентов  акций акционерного общества «Книги» (далее – АО «Книги») установила, что  представленные ООО «Экостройсервис» в составе заявки документы не  подтверждают его право быть покупателем муниципального имущества в  соответствии с пунктом 2 статьи 66, пунктом 6 статьи 98 Гражданского  кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), пунктом 2  статьи 10 Федерального закона от 26.12.1995  № 208-ФЗ «Об акционерных  обществах» (далее – Закон  № 208-ФЗ), в связи с чем оно не может быть  допущено к участию в аукционе.

В частности, аукционная комиссия установила, что согласно сведениям  Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 

ООО «Экостройсервис» учреждено одним лицом и с даты создания имеет  единственного участника с долей в уставном капитале общества 100 процентов.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Экостройсервис» на  нарушение департаментом процедуры торгов и порядка заключения договоров 


при проведении электронного аукциона  № 271217/10535692/01 по продаже 

акций АО «Книги» (далее – спорный аукцион), управлением принято решение  от 26.02.2018  № 36-Т/2018 о признании жалобы обоснованной. Основанием для  принятия решения послужил вывод управления о том, что в требованиях к  участнику, указанных в информационном сообщении о проведении аукциона,  отсутствует указание на необходимость подтверждения права претендента  быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не согласившись с ненормативным актом антимонопольного органа,  департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды,  проанализировав аукционную документацию, руководствуясь положениями  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Федерального закона от 21.12.2001  № 178-ФЗ «О приватизации  государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о  приватизации), пришли к выводу о соответствии решения антимонопольного  органа действующему законодательству и отсутствии нарушения прав и  законных интересов департамента.

При этом суды исходили из того, что решение вынесено управлением

в пределах предоставленных ему полномочий; основания для отказа в  принятии жалобы отсутствовали; отказ департамента в признании 

ООО «Экостройсервис» участником торгов на основании пункта 8 статьи 18  Закона о приватизации является неправомерным ввиду отсутствия в  информационном сообщении о проведении аукциона требования о  необходимости подтверждения участником закупки права быть покупателем в  соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Кроме того, судами сделан вывод о невозможности применения  положений статьи 98 Гражданского кодекса и статьи 10 Закона  № 208-ФЗ к  сделке по выкупу акций, поскольку указанные нормы регулируют порядок  учреждения (создания) общества и содержат запрет, распространяющийся 


исключительно на учредителей акционерного общества, к числу которых  общество не относится.

По мнению Судебной коллегии, судами трех инстанций при  рассмотрении дела не учтено следующее.

Согласно статье 217 Гражданского кодекса имущество, находящееся в  государственной или муниципальной собственности, может быть передано его  собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке,  предусмотренном законами о приватизации государственного и  муниципального имущества.

Данная норма свидетельствует о том, что законность приобретения  акций, относящихся к государственному или муниципальному имуществу,  подлежит проверке с учетом требований законодательства о приватизации.

В силу пункта 8 статьи 18 Закона о приватизации претендент не  допускается к участию в аукционе по следующим основаниям: представленные  документы не подтверждают право претендента быть покупателем в  соответствии с законодательством Российской Федерации; представлены не все  документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном  сообщении (за исключением предложений о цене государственного или  муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных  документов не соответствует законодательству Российской Федерации; заявка  подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких  действий; не подтверждено поступление в установленный срок задатка на  счета, указанные в информационном сообщении. Перечень оснований отказа  претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о приватизации претенденты  - юридические лица на покупку государственного и муниципального  имущества должны представить следующие документы: заявку; платежный  документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение  соответствующих денежных средств в установленных настоящим Федеральным  законом случаях; документ, подтверждающий уведомление федерального 


антимонопольного органа или его территориального органа о намерении  приобрести подлежащее приватизации имущество в соответствии с  антимонопольным законодательством Российской Федерации; нотариально  заверенные копии учредительных документов; решение в письменной форме  соответствующего органа управления о приобретении имущества (если это  необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и  законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент);  сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,  муниципального образования в уставном капитале юридического лица; иные  документы, требование к представлению которых может быть установлено  федеральным законом; опись представленных документов.

Согласно подпункту «ж» пункта 3 Положения об организации продажи  государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002  № 585  (далее – Положение  № 585), продавец в соответствии с законодательством  Российской Федерации при подготовке и проведении аукциона проверяет  правильность оформления представленных претендентами документов и  определяет их соответствие требованиям законодательства Российской  Федерации и перечню, содержащемуся в информационном сообщении о  проведении аукциона.

Пунктом 12 Положения  № 585 установлено, что в день определения  участников аукциона, указанный в информационном сообщении о проведении  аукциона, продавец рассматривает заявки и документы претендентов,  устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании  выписки (выписок) с соответствующего счета. По результатам рассмотрения  документов продавец принимает решение о признании претендентов  участниками аукциона или об отказе в допуске претендентов к участию в  аукционе.

Из абзаца второго пункта 13 Положения  № 585 следует, что к участию в  специализированном аукционе допускаются претенденты, в отношении 


которых продавец не выявил ни одного обстоятельства, являющегося в  соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и  муниципального имущества» основанием для отказа в допуске к участию в  специализированном аукционе.

Согласно пункту 1 статьи 31 Закона о приватизации при отчуждении  государственного или муниципального имущества в порядке приватизации  соответствующее имущество может быть обременено ограничениями,  предусмотренными названным Законом или иными федеральными законами, и  публичным сервитутом.

Пункт 6 статьи 98 Гражданского кодекса и пункт 2 статьи 10 Закона   № 208-ФЗ предусматривают, что акционерное общество может быть создано  одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним  акционером всех акций общества. Акционерное общество не может иметь в  качестве единственного участника (акционера) другое хозяйственное общество,  состоящее из одного лица, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, законом установлено ограничение правоспособности  юридических лиц (статья 49 Гражданского кодекса) - запрет хозяйственным  обществам, состоящим из одного лица, являться единственным акционером  акционерного общества, как при его учреждении, так и в случае приобретения  всех акций общества.

В силу пункта 2 статьи 5 Закона о приватизации, установленные  федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях  отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства  обязательны при приватизации государственного и муниципального  имущества.

Отчуждение государственного имущества с нарушением порядка,  установленного императивными нормами закона, делает невозможным  полноценное осуществление прав неопределенного круга лиц на приобретение 


государственного имущества в собственность, нарушает установленные  пунктом 1 статьи 2 Закона о приватизации принципы равенства покупателей  государственного и муниципального имущества и открытости деятельности  органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Судами установлено, что ООО «Экостройсервис» в составе заявки  представлены сведения из Единого государственного реестра юридических лиц,  согласно которым данное общество учреждено одним лицом и с даты создания  имеет единственного участника с долей в уставном капитале 100 процентов.

Таким образом, ООО «Экостройсервис» в соответствии с положениями  пункта 5 статьи 66, пункта 6 статьи 98 Гражданского кодекса

пункта 2 статьи 10 Закона  № 208-ФЗ, пункта 2 статьи 5 Закона о приватизации  не обладает законным правом на приобретение выставленных на аукцион 100  процентов обыкновенных именных акций АО «Книги», поскольку учреждено  лицом в единственном числе.

Положения пункта 8 статьи 18 Закона о приватизации предписывают, что  претендент не допускается к участию в аукционе в случае, когда  представленные им документы не подтверждают право претендента быть  покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель  государственного или муниципального имущества не имел законное право на  его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной (пункт 4 статьи  5 Закона о приватизации).

В силу пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  РФ от 02.12.1993  № 32 «О некоторых вопросах практики разрешения споров,  связанных с применением законодательства о приватизации государственного и  муниципального имущества» при разрешении споров, связанных с признанием  сделок приватизации недействительными, следует иметь в виду, что под  грубыми нарушениями правил конкурса или аукциона понимаются  необоснованное исключение из числа участников конкурса или аукциона лиц,  признаваемых покупателями, а также такие нарушения порядка проведения 


конкурса или аукциона, которые могли привести к неправильному  определению победителя.

С учетом вышеприведенных положений законодательства, отсутствие у  лица права на приобретение имущества, являющегося предметом аукциона,  свидетельствует об отсутствии у него также права на участие в таком аукционе  как потенциального покупателя.

Иначе, участие такого лица в аукционе может привести к неправильному  определению победителя торгов и признанию их организатора грубо  нарушившим правила и порядок проведения аукциона.

При таких обстоятельствах комиссия департамента, установив при  проведении аукциона по продаже объектов муниципальной собственности 

(100 процентов акций АО «Книги»), что ООО «Экостройсервис» учреждено  одним лицом и имеет единственного участника, с целью соблюдения  императивных требований, согласно которым приобретение одним  хозяйствующим обществом, состоящим из одного лица, всех акций другого  общества противоречит закону, правомерно исключила данную организацию из  состава участников аукциона с указанием на представление в составе заявки  документов (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц),  не подтверждающих право быть покупателем муниципального имущества.

Учитывая, что торги являются способом заключения договора, а  признание торгов недействительными влечет недействительность договора,  заключенного с лицом, выигравшим торги (постановление Президиума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010  № 2814/10  по делу  № А56-7912/2008), Судебная коллегия полагает, что отказ  департамента в допуске к участию в аукционе по продаже государственного и  муниципального имущества лицу, не соответствующему требованиям,  предъявляемым к покупателям законодательством о приватизации, направлен  на избежание последующих споров о признании торгов и заключенного по их  результатам договора недействительными по мотиву неправомерного 


признания претендента участником аукциона, что также приводит к  процессуальной экономии.

Вывод судов о неправомерности отказа в участии в аукционе ввиду  отсутствия в информационном сообщении о проведении аукциона требования о  необходимости подтверждения участником закупки права быть покупателем 

в соответствии с законодательством о приватизации, признается  несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не освобождает участника  аукциона от необходимости соответствия императивным требованиям,  установленным законом к покупателям муниципального имущества.

Более того, в требованиях, предъявляемым к участникам, указанных в  информационном сообщении о проведении аукциона организатор торгов  отметил, что к участию в аукционе допускаются претенденты, признанные  продавцом участниками аукциона в соответствии с Законом о приватизации.  Таким образом, информационное сообщение отсылает к нормам  законодательства о приватизации, которыми должен руководствоваться  продавец при рассмотрении заявок претендентов на участие в аукционе.

На основании изложенного, Судебная коллегия приходит к выводу об  отсутствии у антимонопольного органа и судов правовых оснований для  признания жалобы ООО «Экостройсервис» на нарушение процедуры торгов и  порядка заключения договоров при проведении электронного аукциона  обоснованной.

При таком положении Судебная коллегия Верховного Суда Российской  Федерации считает, что принятые по делу судебные акты судов первой,  апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене на основании  части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, как принятые с существенными нарушениями норм материального  права, повлиявшими на исход дела, а требование департамента  удовлетворению.


Руководствуясь статьями 291.11 - 291.14 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2018,  постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018  и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.12.2018  по делу  № А32-11576/2018 отменить.

Требование Департамента имущественных отношений администрации  города Сочи удовлетворить.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по  Краснодарскому краю от 26.02.2018  № 36-Т/2018 признать недействительным.

Председательствующий судья М.К. Антонова Судья А.Г. Першутов Судья Д.В. Тютин