ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 15АП-1579/2016 от 13.12.2016 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 308-КГ16-13389

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 13 декабря 2016 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В. изучила по  материалам истребованного дела кассационную жалобу общества  с ограниченной ответственностью «КАРАТ» (Краснодарский край, г. Туапсе)  от 16.08.2016 на решение Арбитражного суда Краснодарского края  от 21.12.2015 по делу № А32-26198/2015, постановление Пятнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 и постановление  Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2016 по тому же делу 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КАРАТ»  (Краснодарский край, г. Туапсе, далее – общество) к Главному управлению  Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому  краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании  незаконной проверки по автотранспорту – автомобилю SHAANXI- SX3255DR384 (VIN № LZGCL2R44CX008970), модель двигателя  WP10.340E32; о признании незаконными действий инспектора БДД МРЭО № 2  ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю Иванченко В.Н. по  аннулированию регистрации названного транспортного средства и изъятию  государственного регистрационного знака; о признании незаконными действий 


инспектора БДД МРЭО № 2 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю  Иванченко В.Н. по внесению спорного транспортного средства в базу  «ограничение»; о признании незаконными действий инспектора БДД МРЭО   № 2 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю Иванченко В.Н. по  выставлению документов (ПТС и свидетельство о регистрации) на спорное  транспортное средство в розыск; о признании незаконными действий  должностных лиц: заместителя главного государственного инспектора МВД  России Главного управления по обеспечению безопасности дорожного  движения МВД России; и. о. заместителя начальника управления ГИБДД ГУ  МВД России по Краснодарскому краю в части дачи указаний об аннулировании  регистрации транспортного средства, включения транспортного средства  в список автомашин в связи с отсутствием нормативного правового акта;  о признании незаконным, неполным и необоснованным заключения инспектора  БДД МРЭО № 2 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю Иванченко  В.Н. от 17.04.2015; об обязании МРЭО № 2 ГИБДД ГУ МВД России по  Краснодарскому краю восстановить регистрацию спорного автомобиля. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены: общество  с ограниченной ответственностью «Магадан-Тест», общество с ограниченной  ответственностью «Техэнергокомплект», Благовещенская таможня,  Федеральная служба по аккредитации, общество с ограниченной  ответственностью «Строительные технологии», 

установила:

решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2015,  оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 11.03.2016 и постановлением Арбитражного суда  Северо-Кавказского округа от 06.07.2016, в удовлетворении заявленных  требований отказано. 


В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене названных  судебных актов со ссылкой на неправильную оценку судами представленных  доказательств, нарушение единообразия в толковании и применении судами  норм права, а также существенные нарушения норм материального  и процессуального права. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной  жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе,  представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших  на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра  судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса  о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство  в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения  в материалах дела. 

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют. 

Основанием для аннулирования регистрации транспортного средства  послужила информация из Федерального агентства по техническому  регулированию и метрологии (Росстандарт), Федеральной Таможенной  Службы России и Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация)  о прекращении действия сертификата соответствия. 

Полагая, что данные действия регистрирующего органа  не соответствуют действующему законодательству, а также нарушают права  и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд  с настоящим заявлением. 


В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995   № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ)  допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном  движении на территории Российской Федерации, за исключением  транспортных средств, участвующих в международном движении или  ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести  месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской  Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи  соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без  документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям  безопасности дорожного движения, запрещается. 

Согласно пункту 3 Правил регистрации автотранспортных средств  и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного  движения Министерства внутренних дел Российской Федерации,  утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке  регистрации транспортных средств» (далее – Правила № 1001) не подлежат  регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения  и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами без  представления документов, подтверждающих проведение их сертификации,  или если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие  требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие  недостоверную информацию. 

В соответствии с пунктом 51 Правил № 1001 при установлении органом  внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3  настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается  (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации  транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации  признаются недействительным конкретное регистрационное действие  (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные  действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, 


регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение  Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством  Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта  транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также  регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение,  выставляются в розыск. 

В соответствии с пунктом 72 Положения о паспортах транспортных  средств и паспортах шасси транспортных средств от 23.06.2005, утвержденным  приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 496,  Министерства промышленности энергетики Российской Федерации № 192,  Министерства экономического развития Российской Федерации № 134 (далее –  Положение о ПТС), выданный паспорт признается недействительным  подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного  средства в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан  этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо  недействительными (необоснованно выданными). При этом паспорт подлежит  сдаче в указанное подразделение Госавтоинспекции. Несданные паспорта  выставляются в розыск. 

Оценив представленные сторонами доказательства с позиции статьи 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, положениями Закона № 196-ФЗ, Правилами № 1001,  Положением о ПТС, Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ  «О техническом регулировании», суды пришли к выводу о правомерном  аннулировании регистрирующим органом регистрационных действий  в отношении спорного транспортного средства. При этом суды исходили из  того, что основанием для прекращения действия сертификата послужило  предписание административного органа (Росаккредитации) от 16.11.2012,  выданного по итогам проведения проверочных мероприятий в отношении  органа по сертификации (общества «Магадан-Тест») по вопросу соблюдения 


последним обязательных требований в области сертификации транспортных  средств. В ходе проведения внеплановой выездной проверки были выявлены  нарушения существующих требований законодательства о техническом  регулировании, которые заключались в проведении работ по сертификации с  использованием документов, содержащих сведения, не позволяющие сделать  обоснованный вывод о соответствии продукции существующим на момент  проверки требованиям законодательства Российской Федерации.  В предписании от 16.11.2015 обществу «Магадан-Тест» было предложено  рассмотреть вопрос о прекращении действия необоснованно выданных  сертификатов соответствия в отношении транспортных средств и уведомить об  этом заинтересованных лиц. По итогам проверки орган по сертификации  принял решение от 17.12.2012 № 30 о прекращении действия сертификатов  соответствия, в том числе на спорный автомобиль. 

Отмена действия сертификата соответствия является законным основанием  для аннулирования регистрации автомобиля с последующим изъятием у его  собственника регистрационных документов и знаков. 

Оспариваемые действия регистрирующего органа не нарушают прав  и законных интересов общества. Аннулирование регистрации транспортного  средства не влечет прекращение права собственности на автомобиль, а лишь  ограничивает возможность его участия в дорожном движении.  Регистрационный учет может быть восстановлен при условии устранения  причин, явившихся основанием для прекращения регистрации. 

Общество не лишено права вновь поставить на государственный учет  принадлежащее ему транспортное средство после оформления надлежащих  документов, подтверждающих соответствие автомобиля требованиям  безопасности дорожного движения. 

Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства,  а также нормативных актов в сфере дорожного движения не свидетельствует  о неправильном применении судами норм права. 


Довод заявителя о процессуальных нарушения, допущенных судом первой  инстанции, выразившихся в непринятии к рассмотрению дополнительных  требований общества к обществу «Магадан-Тест» и Росаккредитации о  признании незаконными: действий по включению сведений об аннулировании  сертификата соответствия в единый реестр сертификатов соответствия;  сведений, опубликованных на сайте Росаккредитации www.fsa.gov.ru об  аннулировании сертификата соответствия; действий общества «Магадан-Тест»  по включению сертификата соответствия в Приложение № 1 к Приказу № 30 от  17.12.2012, отклоняются, поскольку ходатайство заявителя рассмотрено судом  в соответствии с требованиями статей 49, 184, 185 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения  вынесено определение от 16.11.2015 об отказе в удовлетворении ходатайства.  Нарушение норм Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации судом не допущено. 

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

отказать обществу с ограниченной ответственностью «КАРАТ»  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации М.В. Пронина