ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 15АП-18279/18 от 05.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 308-КГ17-22068

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва05.08.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив  кассационную жалобу департамента имущественных отношений  Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края  от 24.09.2018, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 19.12.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа  от 08.04.2019 по делу  № А32-45210/2016

УСТАНОВИЛ:

ЗАО "Восточное" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с  заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края  (далее - департамент) о признании незаконным отказа от 02.11.2016 N 52- 31311/16-32.20 в предоставлении обществу в собственность за плату  земельного участка с кадастровым номером 23:36:0703001:2 и возложении на  департамент обязанности в десятидневный срок с даты вступления решения  суда в законную силу подготовить и направить в адрес общества проект  договора купли-продажи указанного земельного участка.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО  "Газпром трансгаз Краснодар".

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2017,  оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 22.06.2017, требования общества удовлетворены.


Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от  16.10.2017 решение от 18.02.2017 и постановление от 22.06.2017 отменены,  дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2018,  оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 19.12.2018 и постановлением Арбитражного суда  Северо-Кавказского округа от 08.04.2019, заявленные требования  удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты,  отказав в удовлетворении требований, ссылаясь на существенное нарушение  норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами не дана  надлежащая оценка доводам Департамента о тождественности спорного  земельного участка, а также о несоответствии экспертного заключения  критериям относимости и допустимости доказательств.

По представленным материалам невозможно установить тождественность  земельных участков, имеющих определенные кадастровые номера, площади и  местоположения с тем земельным участком, который был изначально  предоставлен ТОО «Восточное» в аренду в 1998г.

В материалах дела отсутствует план-схема передаваемого участка по  договору 1998г.

Согласно пункту 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской  Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие  определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в  качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре аренды  условие об объекте ,подлежащем передаче в аренду, считается не  согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается  заключенным.

Таким образом, представленный заявителем договор является  незаключенным.

Экспертом исследовались материалы графического учета без  конкретизации их к договорам аренды от 1993 и 1998годов; не исследовались  план-схемы земельных участков, вопрос изменения качественных  характеристик, поскольку по договорам 1993 и 1998 годов в состав земельного  участка входили исключительно пашни-1233га, при этом в состав земельного  участка входят дороги, лесополосы.

Дополнительное соглашение от 07.04.2003  № 3 и дополнительное  соглашение от 07.07.2008  № 5 к договору аренды от 13.01.1998  № 3690000053  имеют признаки ничтожной сделки как противоречащей статье 10  Федерального закона от 24.07.2002  № 101-ФЗ «Об обороте земель  сельскохозяйственного назначения».

ЗАО «Восточное» не относится к тем землепользователям, которым  земельные участки предоставляются в аренду без торгов и предварительной  публикации. 


Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, в целях реализации Указа Президента  Российской Федерации от 27.12.1991 "О неотложных мерах по осуществлению  земельной реформы в РСФСР", постановлением главы администрации  Щербиновского района Краснодарского края от 31.07.1992 N 349 утверждена  схема перераспределения земель, находящихся в пользовании хозяйств  Щербиновского района, согласно которой колхозам, совхозам,  межхозяйственному предприятию "Щербиновскому" сроком на пять лет из  фонда перераспределения земель переданы в аренду сельхозугодья . Материалы  схемы перераспределения земель формировалась на основании данных  материалов графического учета (поконтурных ведомостей), подготовленных  институтом КУБАНЬНИИГИПРОЗЕМ .

Постановлением главы администрации Щербиновского района  Краснодарского края от 10.01.1993 N 3 сформирован новый фонд  перераспределения земель. Из земель МП "Щербиновское" сельхозугодья  фонда перераспределения земель сформированы в размере 1233 га, которые  предписано передать в аренду сроком на пять лет.

В соответствии с постановлением главы администрации Щербиновского  района Краснодарского края от 22.04.1993 N 199 МП "Щербиновское"  реорганизовано в ТОО "Восточное", которое реорганизовано путем  преобразования в СПК (колхоз) "Восточный" .

Администрация (арендодатель) и ТОО "Восточное" (арендатор) 20.05.1993  заключили договор N 67 аренды земельных угодий общей площадью 1233 га, в  том числе пашни 1233 га для сельскохозяйственного использования и  выращивания сельскохозяйственных культур, сроком на 5 лет .

Постановлением главы Щербиновского района Краснодарского края от  25.12.1997 N 597 ТОО "Восточное" срок аренды земельного участка фонда  перераспределения продлен на пять лет .

Администрация (арендодатель) и ТОО "Восточное" (арендатор) 13.01.1998  заключили договор N 177, в соответствии с условиями которого арендатору  предоставлены на пять лет земельные угодья общей площадью 1233 га, в том 


числе пашни 1233 га, для сельскохозяйственного использования и  выращивания сельскохозяйственных культур . Договор зарегистрирован в  комитете по земельным ресурсам и землеустройству Щербиновского района  13.01.1998.

Дополнительным соглашением от 31.12.2002 N 1, заключенным  администрацией и СПК "Восточный", договор от 13.01.1998 N 177 изложен в  новой редакции и ему присвоен номер 3690000053 .

Согласно пункту 1.3 указанного соглашения стороны подтвердили, что  договор является единственным документом, подтверждающим передачу  земельного участка арендатору с 13.01.1998 без каких-либо иных документов  по передаче имущества сроком до 13.01.2003.

Во исполнение постановления главы Щербиновского района  Краснодарского края от 07.04.2003 N 199 стороны 07.04.2003 заключили  дополнительное соглашение N 3, которым срок договора продлен до  01.08.2012. В дополнительном соглашении указано, что в аренду предоставлен  земельный участок площадью 1192 га .

В 2004 году проведены работы по установлению границ и формированию  арендуемых сельхозугодий фонда перераспределения земель, в результате  которых поставлены на учет земельный участок с кадастровым номером  23:36:0703001:2 (площадью 6 281 527 кв. м) и земельный участок с  кадастровым номером 23:36:0703002:1 (площадью 5 951 008 кв. м; земельные  участки единого землепользования).

Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером  23:36:0703001:2 состоит из обособленных земельных участков с кадастровыми  номерами 23:36:0703001:3, 23:36:0703001:4, 23:36:0703001:5, 23:36:0703001:6 и  23:36:0703001:7 .

Договор аренды и дополнительные соглашения зарегистрированы в  установленном порядке 02.06.2005.

Управление имущественных и земельных отношений администрации  муниципального образования Щербиновский район и общество 07.07.2008  заключили дополнительные соглашения N 4 и 5 к договору от 13.01.1998 N  3690000053 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, в  соответствии с которыми указанный договор изложен в новой редакции, срок  аренды земельного участка с кадастровым номером 23:36:0703002:1 (площадью  595,1008 га) и земельного участка с кадастровым номером 23:36:0703001:2  (площадью 628,1527 га) продлен до 13.01.2047.

Дополнительные соглашения зарегистрированы в установленном порядке,  о чем 15.08.2008 в ЕГРП внесены записи 23-23-35/016/2008-010 и  232335/016/2008-009.

В соответствии с решением годового общего собрания акционеров от  29.05.2009 ОАО "Восточное" изменило тип акционерного общества с  открытого на закрытое.


В октябре 2016 года общество обратилось в департамент с заявлением о  предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером  23:36:0703001:2.

В письме от 02.11.2016 N 52-31311/16-32-20 департамент отказал в  предоставлении в собственность испрашиваемого участка, указав на нарушение  правил статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте  земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и статьи  34 Земельного кодекса при заключении дополнительного соглашения о  продлении срока действия договора аренды. По мнению уполномоченного  органа, данное обстоятельство свидетельствует о подаче заявление после  истечения срока действия договора аренды и в силу пункта 1 статьи 39.16  Земельного кодекса влечет отказ в предоставлении в собственность за плату  испрашиваемого земельного участка .

Общество, полагая, что отказ в предоставлении участка в собственность не  соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права в сфере  предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный  суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из  следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса (в редакции,  действующей с 01.03.2015) продажа земельных участков, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах,  проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных  пунктом 2 данной статьи.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без  проведения торгов осуществляется продажа земельных участков,  предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и  переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину  или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения  договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо  передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому  гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у  уполномоченного органа информации о выявленных в рамках  государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях  законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного  участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом  заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка  без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора  аренды земельного участка.

В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель  сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об  обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки,  относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и  находящиеся в государственной или муниципальной собственности, 


предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном  Земельным кодексом.

Согласно пункту 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или  юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в  государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и  которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка,  вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить  новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые  предусмотрены Земельным кодексом.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства,  приняв во внимание экспертное заключение от 03.05.2018, судебные инстанции  пришли к выводу об отсутствии законных оснований для отказа обществу в  предоставлении в собственность испрашиваемого участка с кадастровым  номером 23:36:0703001:2 . Общество является арендатором названного  земельного участка на основании договора от 13.01.1998, заключенного до  введения в действие Земельного кодекса и положений Закона N 101-ФЗ,  определяющих порядок реализации публичных процедур при предоставлении в  аренду земель сельскохозяйственного назначения; использует предоставленный  ему земельный участок по сельскохозяйственному назначению (акты  обследования от 15.09.2016 N 268, от 11.07.2016 N 221, от 24.05.2016 N 144, от  28.04.2015 N 92, от 28.04.2015 N 93, от 28.04.2015 N 94, от 28.04.2015 N 95, от  28.04.2015 N 96, составленные ГКУ КК "Кубаньземконтроль"); информация о  выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных  нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании  арендатором спорного земельного участка отсутствует.

 Довод департамента об отсутствии тождественности спорного участка и  участка, предоставленного по договору аренды от 13.01.1998 N 177  (3690000053), противоречит экспертному заключению от 03.05.2018.

 Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений  норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы департамента имущественных  отношений Краснодарского края для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.С. Чучунова