ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 15АП-20369/18 от 15.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 308-ЭС19-13403

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва15 августа 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев  кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по  надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике  Адыгея (далее – управление) на решение Арбитражного суда Краснодарского  края от 31.10.2018 по делу  № А32-28728/2018, постановление Пятнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019 и постановление  Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.04.2019 по тому же делу 

по заявлению акционерного общества «Санаторий «Золотой колос»  (далее – общество) о признании недействительным предписания управления  от 31.05.2018  № 08-31-14-Н-1,

установила:

решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2018,  оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 22.01.2019 и постановлением Арбитражного суда  Северо-Кавказского округа от 22.04.2019, заявленное требование  удовлетворено.


В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, управление просит об отмене судебных актов, ссылаясь на  существенные нарушения норм материального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс.  Кодекс) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда  Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в  кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из представленных материалов, управление провело проверку  общества по вопросу исполнения ранее выданного предписания, в ходе которой  установило, что названное предписание не исполнено, свободный доступ к  водному объекту общего пользования и береговой полосе общего пользования  Черного моря на территории земельного участка, находящегося в пользовании  общества, не обеспечен.

Составлен акт, обществу выдано предписание от 31.05.2018   № 08-31-14-Н-1 об устранении нарушений законодательства в области охраны  окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которым  предписано устранить нарушения в части ограничения свободного доступа к  поверхностному водному объекту общего пользования и береговой полосе  общего пользования Черного моря на территории земельного участка,  находящегося в пользовании общества на основании договора от 29.08.2016   № 4900010323.


Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный  суд с настоящим заявлением.

Суды, оценив представленные доказательства в соответствии с  требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса,  руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса, статьями 6, 49 Водного кодекса  Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002  № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды», статьями 11, 52 Федерального закона  от 30.03.1999  № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии  населения», Санитарными правилами «СанПиН 4060-85. Лечебные пляжи.  Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации»,  постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015  № 272  «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест  массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих  обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и  форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», статьей 25  Федерального закона от 26.12.2008  № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  контроля (надзора) и муниципального контроля», Административным  регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  государственной функции по осуществлению федерального государственного  экологического надзора, утвержденным приказом Минприроды России  от 29.06.2012  № 191, пришли к выводу о наличии оснований для  удовлетворения заявленного требования.

Суды исходили из следующего. Общество является санаторно-курортной  организацией, осуществляющей медицинскую деятельность в соответствии с  лицензией на осуществление медицинской деятельности; береговая полоса  общества, находящаяся у него в аренде, является лечебным пляжем, поэтому в  соответствии с действующим законодательством такой пляж должен быть  огорожен; наличие контрольно-пропускного пункта, а также раздвижных ворот  является обязательным условием соблюдения заявителем законодательства об 


антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей;  антитеррористическая защищенность общества согласована и подтверждена  соответствующими органами, что подтверждается паспортом безопасности  санатория общества; ограждения по периметру пляжного комплекса,  принадлежащего обществу, установлены и принадлежат смежным  землепользователям, тогда как территория пляжного комплекса общества  ограждения не имеет, доступ граждан на территорию пляжа, в том числе доступ  к морю, осуществляется через проходной пункт.

Ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании не указано, каким  именно образом происходит ограничение доступа граждан к водному объекту  общего пользования – Черному морю и его береговой полосе на указанном  земельном участке.

Протокол осмотра составлен в отсутствие представителя общества,  доказательств надлежащего извещения о времени и месте его составления суду  не представлено.

При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для  признания оспариваемого предписания соответствующим действующему  законодательству. 

Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами,  получили надлежащую правовую оценку и мотивировано отклонены.

Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального  права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.

Переоценка доказательств и установленных судами фактических  обстоятельств дела в силу норм статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации не входит.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации,


определила:

отказать Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору  в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в  передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда М.В. Пронина  Российской Федерации