ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 16АП-2748/19 от 06.04.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 308-ЭС20-2822

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва06 апреля 2020 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив  кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом  города Ессентуки на решение Арбитражного суда Ставропольского края от  15.05.2019 по делу  № А63-25801/2018, постановление Шестнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 и постановление  Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.12.2019 по тому же делу

по иску общества с ограниченной ответственностью «ТД «Сириус» (далее  – общество) к Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки (в  настоящее время - Комитет по управлению муниципальным имуществом  города Ессентуки, далее – комитет) о взыскании 11 748 руб. 51 коп.  неосновательного обогащения в период с 01.07.2017 по 31.12.2017 (с учетом  уточнения иска), 

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.05.2019,  оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от  06.09.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от  10.12.2019, исковые требования удовлетворены. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, комитет просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на  нарушение судами норм материального и процессуального права, принять  новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. 

В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения  кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в 


судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают  существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным  основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд пришел к  выводу, что они не являются достаточным основанием для пересмотра  судебных актов в кассационном порядке.

При разрешении спора суды руководствовались статьями 424, 606, 614  Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 27, 39.7 Земельного  кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 10 Федерального закона от  28.12.2019  № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо  охраняемых природных территориях», постановлением Совмина СССР от  28.08.1970  № 723 «О мерах по упорядочению застройки территорий курортов и  зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений  отдыха», постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992   № 462 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской  Федерации – Кавказских Минеральных Водах», постановлением Правительства  Российской Федерации от 17.01.2006  № 14 «О признании курортов Ессентуки,  Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском  крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих  курортах», Федеральным законом от 23.02.1995  № 26-ФЗ «О природных  лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»,  пунктами 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 17.11.2011  № 73 «Об отдельных вопросах практики  применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре  аренды».

Суды, установив, что земельный участок, находящийся во второй зоне  горно-санитарной охраны курорта Ессентуки, на котором расположены  нежилые здания, принадлежащие обществу на праве собственности, ограничен  в обороте, согласно условиям заключенного сторонами договора аренды  земельного участка размер арендной платы может изменяться не чаще одного  раза в год в соответствии с федеральным законом, решением Совета города или  по соглашению сторон, арендная плата является регулируемой, пришли к  выводу о том, что на основании постановления Правительства Российской  Федерации от 16.07.2009  № 582 (в редакции постановления от 05.05.2017   № 531) с 12.08.2017 размер арендной платы за указанный земельный участок не  может превышать размер земельного налога, установленный в отношении  предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями,  сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права  на приобретение в собственность отсутствуют, в связи с чем, с учетом норм  статей 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскали с  комитета неосновательное обогащение в виде излишне уплаченной арендной  платы.


Доводы комитета о том, что расчет арендной платы за спорный  земельный участок должен производиться на основании акта органа местного  самоуправления, и иные доводы жалобы, сводятся к несогласию с принятыми  по делу судебными актами, выводы судов не опровергают, ранее заявлялись в  судах нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку с  обоснованием мотивов отклонения.

Поскольку существенных нарушений судами норм материального права и  (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, доводы жалобы  не подтверждают, оснований для передачи жалобы для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6,  291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы Комитета по управлению  муниципальным имуществом города Ессентуки для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Е.Е. Борисова