ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 308-КГ15-5453
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 29 мая 2015 года
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В. изучила кассационную жалобу Департамента транспорта Краснодарского края
от 12.02.2015 № 60-850/15-07-12 на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.06.2014 по делу № А63-1423/2014, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2015 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Беркут» (далее – общество «Беркут») к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее – министерство транспорта края), Департаменту транспорта Краснодарского края (далее – департамент), Министерству транспорта Российской Федерации (далее – Минтранс России) о признании незаконными бездействия, выразившегося в неуведомлении общества об исключении маршрутов № 230 «Ставрополь – Кабардинка», № 231 «Ставрополь - Адлер – Веселое», № 232 «Ставрополь – Витязево» из реестра автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации; о признании незаконными действий департамента, выразившихся в отзыве технологической документации указанных маршрутов; о признании незаконными действий
Минтранса России, выразившихся во внесении информации об отзыве технологической документации по указанным маршрутам в реестр автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации; об обязании Минтранса России исключить запись об отзыве технологической документации по указанным маршрутам из реестра автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
Установила:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.06.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2015, требования удовлетворены в части признания незаконными действий департамента, выразившихся в отзыве технологической документации маршрутов № 230 «Ставрополь – Кабардинка», № 231 «Ставрополь - Адлер – Веселое», № 232 «Ставрополь – Витязево», на Минтранс России возложена обязанность исключить из реестра автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации запись об отзыве департаментом технологической документации по маршрутам № 230 «Ставрополь – Кабардинка», № 231 «Ставрополь - Адлер – Веселое», № 232 «Ставрополь – Витязево». В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе департаментом ставится вопрос об отмене принятых судебных актов со ссылкой на нарушение норм материального и норм процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм
материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали вывод о незаконности действий департамента, выразившихся в отзыве в одностороннем порядке согласования технологической документации по маршрутам № 230 «Ставрополь – Кабардинка», № 231 «Ставрополь - Адлер – Веселое», № 232 «Ставрополь – Витязево» и направлении Минтрансу России предложения о внесении в реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации информации об отзыве согласования маршрутов № 230-232, нарушении данными действиями прав и законных интересов общества «Беркут», поскольку эти действия создают препятствия в осуществлении им лицензируемой предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров.
При этом судами проанализированы положения приказов Минтранса России от 08.01.1997 № 2 и от 14.08.2003 № 178 и сделан вывод о том, что организация межсубъектного автобусного маршрута, в том числе его открытие и закрытие, проводится по согласованию уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, а не в одностороннем порядке уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
Департамент в одностороннем порядке без согласования с министерством транспорта края и без уведомления общества принял решение об отзыве технологической документации спорных автобусных маршрутов, о чем направил в Минтранс России письмо от 02.02.2011 № 60-514/11-04-04.
Минтранс России, рассмотрев данное обращение департамента, принял решение о внесении соответствующих комментариев в общий реестр регулярных автобусных маршрутов, при этом спорные маршруты из реестра не исключены, поскольку данного отзыва недостаточно для исключения маршрутов и реестра и прекращения их обслуживания.
Однако, учитывая, что внесение Минтрансом России соответствующих комментариев в реестр регулярных автобусных маршрутов основано на незаконном отзыве технологической документации, совершенном департаментом в одностороннем порядке и без письменного согласования с заинтересованными лицами, суды признали обоснованными требования общества об обязании Минтранса России исключить из реестра запись об отзыве согласования технологической документации по спорным маршрутам.
Судами также сделан вывод о том, что действия департамента препятствуют обществу в осуществлении предпринимательской деятельности и нарушают его законные права и интересы.
Судами оценены доводы департамента о том, что субъект Российской Федерации вправе самостоятельно принимать решения о закрытии маршрута, без согласования с другими субъектами Российской Федерации. Суды указали, что реализация данного права не предполагает формального подхода и не должна ущемлять права и законные интересы других лиц, в том числе населения субъектов Российской Федерации, которым востребованы услуги перевозки по спорным маршрутам.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации.
определила:
отказать Департаменту транспорта Краснодарского края в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.В. Пронина