ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 16АП-3170/2014 от 29.05.2015 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 308-КГ15-5453

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 29 мая 2015 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В. изучила  кассационную жалобу Департамента транспорта Краснодарского края 

от 12.02.2015 № 60-850/15-07-12 на решение Арбитражного суда  Ставропольского края от 26.06.2014 по делу № А63-1423/2014, постановление  Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 и  постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2015 по  тому же делу 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Беркут» (далее  – общество «Беркут») к Министерству дорожного хозяйства и транспорта  Ставропольского края (далее – министерство транспорта края), Департаменту  транспорта Краснодарского края (далее – департамент), Министерству  транспорта Российской Федерации (далее – Минтранс России) о признании  незаконными бездействия, выразившегося в неуведомлении общества об  исключении маршрутов № 230 «Ставрополь – Кабардинка», № 231  «Ставрополь - Адлер – Веселое», № 232 «Ставрополь – Витязево» из реестра  автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации; о признании  незаконными действий департамента, выразившихся в отзыве технологической  документации указанных маршрутов; о признании незаконными действий 


Минтранса России, выразившихся во внесении информации об отзыве  технологической документации по указанным маршрутам в реестр автобусных  маршрутов между субъектами Российской Федерации; об обязании Минтранса  России исключить запись об отзыве технологической документации по  указанным маршрутам из реестра автобусных маршрутов между субъектами  Российской Федерации. 

Установила:

решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.06.2014,  оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 20.10.2014 и постановлением Арбитражного суда  Северо-Кавказского округа от 04.02.2015, требования удовлетворены в части  признания незаконными действий департамента, выразившихся в отзыве  технологической документации маршрутов № 230 «Ставрополь – Кабардинка»,   № 231 «Ставрополь - Адлер – Веселое», № 232 «Ставрополь – Витязево», на  Минтранс России возложена обязанность исключить из реестра автобусных  маршрутов между субъектами Российской Федерации запись об отзыве  департаментом технологической документации по маршрутам № 230  «Ставрополь – Кабардинка», № 231 «Ставрополь - Адлер – Веселое», № 232  «Ставрополь – Витязево». В удовлетворении остальной части заявленных  требований отказано. 

В кассационной жалобе департаментом ставится вопрос об отмене  принятых судебных актов со ссылкой на нарушение норм материального и  норм процессуального права. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных  жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе,  представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм 


материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших  на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра  судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса  о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство  в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения  в материалах дела. 

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов  в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. 

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали  вывод о незаконности действий департамента, выразившихся в отзыве в  одностороннем порядке согласования технологической документации по  маршрутам № 230 «Ставрополь – Кабардинка», № 231 «Ставрополь - Адлер –  Веселое», № 232 «Ставрополь – Витязево» и направлении Минтрансу России  предложения о внесении в реестр регулярных автобусных маршрутов между  субъектами Российской Федерации информации об отзыве согласования  маршрутов № 230-232, нарушении данными действиями прав и законных  интересов общества «Беркут», поскольку эти действия создают препятствия в  осуществлении им лицензируемой предпринимательской деятельности по  перевозке пассажиров. 

При этом судами проанализированы положения приказов Минтранса  России от 08.01.1997 № 2 и от 14.08.2003 № 178 и сделан вывод о том, что  организация межсубъектного автобусного маршрута, в том числе его открытие  и закрытие, проводится по согласованию уполномоченных органов субъектов  Российской Федерации, а не в одностороннем порядке уполномоченным  органом субъекта Российской Федерации. 

Департамент в одностороннем порядке без согласования с министерством  транспорта края и без уведомления общества принял решение об отзыве  технологической документации спорных автобусных маршрутов, о чем  направил в Минтранс России письмо от 02.02.2011 № 60-514/11-04-04. 


Минтранс России, рассмотрев данное обращение департамента, принял  решение о внесении соответствующих комментариев в общий реестр  регулярных автобусных маршрутов, при этом спорные маршруты из реестра не  исключены, поскольку данного отзыва недостаточно для исключения  маршрутов и реестра и прекращения их обслуживания. 

Однако, учитывая, что внесение Минтрансом России соответствующих  комментариев в реестр регулярных автобусных маршрутов основано на  незаконном отзыве технологической документации, совершенном  департаментом в одностороннем порядке и без письменного согласования с  заинтересованными лицами, суды признали обоснованными требования  общества об обязании Минтранса России исключить из реестра запись об  отзыве согласования технологической документации по спорным маршрутам. 

Судами также сделан вывод о том, что действия департамента  препятствуют обществу в осуществлении предпринимательской деятельности и  нарушают его законные права и интересы. 

Судами оценены доводы департамента о том, что субъект Российской  Федерации вправе самостоятельно принимать решения о закрытии маршрута,  без согласования с другими субъектами Российской Федерации. Суды указали,  что реализация данного права не предполагает формального подхода и не  должна ущемлять права и законные интересы других лиц, в том числе  населения субъектов Российской Федерации, которым востребованы услуги  перевозки по спорным маршрутам. 

Существенного нарушения норм материального права, а также требований  процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного  разбирательства, судами не допущено. 

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации. 

определила:


отказать Департаменту транспорта Краснодарского края в передаче  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.В. Пронина