ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 16АП-4080/18 от 23.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 308-ЭС19-4797

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва23 апреля 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив  кассационные жалобы Ставропольской городской Думы, комитета  градостроительства администрации города Ставрополя и администрации  города Ставрополя на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского  округа от 28.01.2019 по делу  № А63-5135/2018 Арбитражного суда  Ставропольского края

по заявлению Ставропольской городской Думы к Управлению  Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далееуправление, антимонопольный орган) о признании незаконным  предупреждения  № 3 о прекращении действий (бездействия), которые содержат  признаки нарушения антимонопольного законодательства,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора: комитета  градостроительства администрации города Ставрополя (далее – комитет,  заказчик), администрации города Ставрополя (далее – администрация) и  Пахомовой Г.Ф.,

установил:

решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.2018,  оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 26.10.2018, заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от  28.01.2019 решение суда первой инстанции и постановление суда  апелляционной инстанции отменены, в удовлетворении требования отказано.

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской  Федерации, городская дума, комитет и администрация, ссылаясь на  существенное нарушение норм права, просят отменить постановление суда 


округа и оставить в силе судебные акты судов первой и апелляционной  инстанций.

 Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов не установлено оснований, по которым жалобы могут быть  переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как усматривается из судебных актов, в управление поступила жалоба  индивидуального предпринимателя Пахомовой Г.Ф. на действия комитета при  проведении открытого конкурса на право заключения договора на установку и  эксплуатацию рекламных конструкций со ссылкой на установление в  конкурсной документации необоснованных критериев оценки заявок.

По результатам проверки обращения антимонопольный орган установил  наличие в действиях заказчика признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 17  Федерального Закона от 27.06.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  – Закон о защите конкуренции) и вынес предупреждение  № 3 о необходимости  прекратить действия, содержащие признаки нарушения антимонопольного  законодательства путем отмены подпункта «б» пункта 2 части 1 решения от  25.10.2017  № 180 «О внесении изменений в решение Ставропольской  городской Думы «О некоторых вопросах распространения наружной рекламы  на территории города Ставрополя», которым внесены изменения в пункт 6.10  приложения 3 к решению Ставропольской городской Думы  № 414 (далее –  решение  № 414), в течение 1 месяца с момента выдачи предупреждения.

Считая предупреждение незаконным, Ставропольская городская Дума  обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной  инстанций исходили из того, что участник конкурса вправе по собственному  усмотрению предложить процент размещения социальной рекламы в целях  получения большего количества баллов по данному критерию, что не является  понуждением со стороны организатора и незаконным вмешательством в  хозяйственную деятельность. При этом субъективное восприятие конкретным  участником конкурса порядка присвоения баллов конкурсным предложениям  само по себе не свидетельствует о пороках в конкурсной документации;  установление критерия по благоустройству территории места установки  рекламной конструкции не возлагает на участника конкурса обязанность по  такому благоустройству и лишь дает возможность участникам конкурса  предложить более выгодные условия для того, чтобы комиссия по проведению  конкурса могла оценить предложенный критерий.


Отменяя судебные акты, суд округа, руководствуясь положениями статьи  39.1 Закона о защите конкуренции, статей 3, 10, 19 Федерального закона от  13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе», статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003   № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации», пришел к выводу о наличии у антимонопольного  органа правовых оснований для принятия оспоренного предупреждения,  поскольку конкурсная документация заказчика не содержит сведений о размере  прилегающих территорий в отношении каждой из рекламных конструкций,  благоустройство которой будет оцениваться конкурсной комиссией, а  заявленные критерии носят неизмеримый и субъективный характер, что  позволяет поставить участников конкурса в неравные условия.

Суд кассационной инстанции исходил из того, что предоставляя  возможность участнику конкурса заявить о готовности распространить  социальную рекламу в объеме, превышающем обязательный (более 5  процентов в течение года), решением  № 414 не предусмотрен механизм  контроля за фактическим исполнением такого заявления, при том, что по  данному критерию присваивается 25 баллов, а заявление носит исключительно  декларативный характер.

Рассматривая спор в части включения заказчиком в конкурсную  документацию критерия  № 3 (архитектурно-конструктивные решения  размещаемых рекламных конструкций), суд округа указал, что данные  параметры не содержат порядок их оценки; конкурсная документация не  содержит разъяснений о том, что подразумевается под каждым параметром и на  какой балл может рассчитывать участник, предложив тот или иной проект  рекламной конструкции; отсутствует порядок распределения баллов по  каждому из параметров.

Относительно установления заказчиком критерия  № 4 (благоустройство  территории места установки рекламной конструкции) судом отмечено, что  конкурсная документация не содержит сведений о размере прилегающих  территорий в отношении каждой из рекламных конструкций, благоустройство  которой будет оцениваться конкурсной комиссией; заявленные критерии носят  неизмеримый и субъективный характер, что позволяет поставить участников  конкурса в неравные условия. Документация о порядке проведения конкурса не  содержит методику оценки и сопоставления предложений участников конкурса  с целью определения лучших конкурсных предложений, не позволяет оценить  объективность конкурсной комиссии, тем самым создает предпосылки для  нарушения порядка определения победителя конкурса и ограничения  конкуренции при проведении торгов на право заключения договора на  установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Доводы, изложенные в кассационных жалобах, не опровергают выводы  суда округа, не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки  и не подтверждают существенных нарушений судом норм материального и  норм процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.

По существу доводы жалоб направлены на переоценку выводов по  фактическим обстоятельствам дела и основаны на ином толковании к ним  положений законодательства, что не может служить основанием для передачи 


кассационных жалоб на рассмотрение Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать Ставропольской городской Думе, комитету градостроительства  администрации города Ставрополя и администрации города Ставрополя в  передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации М.К. Антонова