ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 16АП-4290/15 от 17.06.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 308-ЭС19-8410

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва17.06.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В., изучив  кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны  окружающей среды Ставропольского края на решение Арбитражного суда  Ставропольского края от 10.08.2018 по делу  № А63-7459/2015, постановление  Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 и  постановление Арбитражного суда Северо–Кавказского округа от 14.02.2019 по  указанному делу

по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «КубаньАгроСервис» к Министерству природных ресурсов и охраны  окружающей среды Ставропольского края об оспаривании решения  и постановления (в рамках объединенных дел),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «КубаньАгроСервис» (далее –  общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлениями  к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды  Ставропольского края (далее – министерство, административный орган) 


о признании незаконными решения, выраженного в приказе от 24.04.2015   № 151 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии  от 01.08.2011 СТВ  № 00171 ТЭ, и постановления от 16.04.2015  № 35  о привлечении общества к административной ответственности на основании  части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде  450 000 рублей административного штрафа.

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда  Ставропольского края от 10.08.2018, оставленным без изменения  постановлениями Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 06.11.2018 и Арбитражного суда Северо–Кавказского округа от 14.02.2019,  решение и постановление министерства признаны незаконными.

В кассационной жалобе, направленной в Верховный Суд Российской  Федерации, административный орган просит отменить принятые по делу  судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение судами норм  материального и процессуального права, что повлияло на исход судебного  разбирательства и привело к нарушению прав и законных интересов  министерства.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы,  представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе,  представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а  также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.


Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке  по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из судебных актов, в связи с неисполнением обществом  уведомления административного органа от 11.11.2014  № 03/1-7387  об устранении нарушений законодательства Российской Федерации  при пользовании недрами в установленный в нем срок приказом  административного органа от 24.04.2015  № 151 право пользования общества  недрами (Барсуковское-2 месторождение в Кочубеевском районе  Ставропольского края) по лицензии от 01.08.2011 СТВ  № 00171 ТЭ было  досрочно прекращено.

В связи с отсутствием у заявителя в нарушение пункта 5.2 лицензионного  соглашения технического проекта разработки и рекультивации спорного  лицензионного участка недр, согласованного и утвержденного в установленном  законодательством порядке, министерство составило протокол от 09.04.2015   № 33 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2  статьи 7.3 КоАП РФ, выдало предписание от 09.04.2015  № 27 об устранении  нарушений законодательства в сфере недропользования и вынесло оспоренное  постановление о привлечении к административной ответственности.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная  ответственность за пользование недрами с нарушением условий,  предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований  утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства  в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами Закона Российской  Федерации от 21.02.1992  № 2395-1 «О недрах», КоАП РФ, Положения о  подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки  месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на  выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам  полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010  № 118, 


принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской  Федерации, изложенную в определении от 21.12.2011  № 1862-О-О, суды  первой и апелляционной инстанций пришли к выводам об отсутствии у  министерства правовых оснований для принятия решения о досрочном  прекращении права пользования общества недрами и привлечения его к  административной ответственности. Суд округа согласился с данными  выводами.

При этом суды исходили из того, что у заявителя не имелось возможности  согласовать соответствующую документацию в установленный срок по  причине позднего получения уведомления административного органа  от 11.11.2014  № 03/1-7387 об устранении нарушений законодательства  Российской Федерации при пользовании недрами, а также ввиду отсутствия  комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений  общераспространенных полезных ископаемых, связанных с пользованием  участками недр местного значения на территории Ставропольского края.

Кроме того, решение министерства о досрочном прекращении права  пользования недрами по лицензии было принято в период действия  предписания от 09.04.2015  № 27 об устранении нарушений законодательства в  сфере недропользования, срок исполнения которого на момент принятия  указанного решения не истек.

Каких–либо существенных нарушений условий лицензии, являющихся  в силу пункта 12.1 лицензионного соглашения и в соответствии с частью 4  статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992  № 2395-1 «О недрах»  основанием для досрочного прекращения права пользования недрами  на лицензионном участке, суды не установили.

Несогласие административного органа с оценкой имеющихся в деле  доказательств и с толкованием судами норм законодательства, подлежащих  применению к спорным правоотношениям, в силу статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации не свидетельствует о наличии 


оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в порядке  кассационного производства.

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального  и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются  достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в  кассационном порядке, в жалобе не содержится.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Д.В. Тютин
Российской Федерации