ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 17АП-10572/20 от 21.05.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 309-ЭС21-7354

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва21 мая 2021 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив  кассационную жалобу администрации города Екатеринбурга на решение  Арбитражного суда Свердловской области от 22.07.2020, постановление  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 и  постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.02.2021 по делу 

 № А60-17072/2020

по иску муниципального образования «город Екатеринбург» в лице  администрации города Екатеринбурга (далее - истец, администрация) к  Министерству финансов Свердловской области (далее - Министерство  финансов), Министерству по управлению государственным имуществом  Свердловской области (далее - министерство) о взыскании 20 225 387 рублей,

установил:

решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.07.2020,  оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 03.11.2020 и постановлением Арбитражного суда  Уральского округа от 11.02.2021, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, администрация, ссылаясь на существенное нарушение норм права,  просит отменить судебные акты и удовлетворить исковое требование.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные 


в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

При рассмотрении дела судами установлено, что администрация в 2015 -  2016 годы осуществляла изъятие в муниципальную собственность земельных  участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и  иного имущества, подпадающих в соответствии с документацией по  планировке территории в границу территории размещения объектов  инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году для  размещения объектов улично-дорожной сети. 

Министерством и администрацией заключено соглашение от 11.04.2016   № 01 «О предоставлении в 2016 г. иных межбюджетных трансфертов бюджету  муниципального образования города «Екатеринбург» на обеспечение изъятия в  муниципальную собственность земельных участков и (или) расположенных на  них объектов недвижимого имущества и иного имущества, попадающих в  соответствии документацией по планировке территории в границу территории  размещения объектов инфраструктуры для проведения чемпионата мира по  футболу в 2018 г. в целях размещения объектов улично-дорожной сети».

Приказом министерства от 23.12.2016  № 2924 принято решение о  предоставлении бюджету муниципального образования «город Екатеринбург»  иных межбюджетных трансфертов в размере 20 225 387 рублей на возмещение  затрат в связи с предоставлением из муниципального жилищного фонда  муниципального образования «город Екатеринбург» жилых помещений. 

Согласно пункту 2.2 соглашения иные межбюджетные трансферты  перечислены в безналичной форме по реквизитам, указанным в пункте 10  соглашения 28.12.2016 и 26.01.2017 возвращены в бюджет Свердловской  области.

Денежные средства в сумме 20 225 387 рублей (иные межбюджетные  трансферты) 24.03.2017 вновь перечислены бюджету муниципального  образования, использованы не были и в 2018 году возвращены в областной  бюджет.

В связи со сносом домов для размещения объектов инфраструктуры в  рамках проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году на территории  муниципального образования, нанимателям жилых помещений по договорам  социального найма, выселяемым из домов, подлежащих сносу в связи с  проведением чемпионата мира, администрацией по согласованию с  Правительством Свердловской области за счет средств бюджета  муниципального образования предоставлены жилые помещения  муниципального жилищного фонда.


Полагая, что министерствами не исполнены обязательства по  возмещению указанных затрат в рамках соглашения, администрация  обратилась в арбитражный суд.

Рассматривая спор, суды, оценив представленные в материалы дела  доказательства, руководствуясь положениями Гражданского кодекса  Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации,  Федеральным законом от 07.06.2013  № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в  Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка  конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации», Порядком предоставления из  областного бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджету  муниципального образования «город Екатеринбург» на обеспечение изъятия в  муниципальную собственность земельных участков и (или) расположенных на  них объектов недвижимого имущества, иного имущества, попадающих в  соответствии с документацией по планировке территории в границу территории  размещения объектов инфраструктуры для проведения Чемпионата мира по  футболу в 2018 году, для размещения объектов улично-дорожной сети,  утвержденным постановлением Правительства Свердловской области 

 № 819-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства  Свердловской области от 21.10.2013  № 1264-ПП «Об утверждении  государственной программы Свердловской области «Повышение  эффективности управления государственной собственностью Свердловской  области до 2020 г.», Законом Свердловской области от 03.12.2015  № 138-03  «Об областном бюджете на 2016 год», пришли к выводу об отсутствии  оснований для взыскания с ответчиков заявленной суммы.

Судебные инстанции исходили из того, что обязательства министерства  по перечислению межбюджетных трансфертов в доход бюджета  муниципального образования «город Екатеринбург» по реквизитам  администратора доходов бюджета муниципального образования «город  Екатеринбург», указанным в соглашении и дополнительном соглашении,  надлежащим образом исполнены.

Отклоняя доводы администрации о том, что спорные денежные средства  не могли быть использованы, так как перечислены по иным КБК, суды указали,  что иные межбюджетные трансферты перечислены министерством и  использованы администрацией в полном объеме на цели, предусмотренные  соглашением, перечисление денежных средств по иным реквизитам приведет к  исполнению обязательств ненадлежащим образом.

В связи с вышеизложенным суды признали, что у ответчиков  отсутствуют основания для компенсации в 2019 году бюджету муниципального  образования «город Екатеринбург» расходов в заявленной сумме и понесенных  в связи с отселением граждан, проживающих в жилых помещениях на  основании договоров социального найма, расположенных в домах, подлежащих  сносу в связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году,  поскольку обязательства надлежащим образом исполнены в 2016 годуденежные средства перечислены бюджету муниципального образования «город 


Екатеринбург» в полном объеме 28.12.2016; заявлений от администрации о  наличии потребности в неиспользованных остатках межбюджетных  трансфертов в адрес министерства не поступало.

Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения судов трех инстанций,  направлены на переоценку установленных обстоятельств, что не может  служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, 

определил:

отказать администрации города Екатеринбурга в передаче кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации М.К. Антонова