ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 17АП-10844/19 от 13.04.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 309-ЭС20-3203

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва13.04.2020

Судья Верховного Суда Российской Федерации Киселева О.В., изучив  кассационную жалобу Министерства культуры Российской Федерации (далее –  министерство) на постановление Арбитражного суда Уральского округа от  13.01.2020 по делу  № А60-72465/2018 по заявлению общества с ограниченной  ответственностью «Торговый двор» (далее – общество) к Управлению  государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области  (далее – управление), министерству о признании незаконным отказа  управления в удовлетворении заявления общества  от 21.08.2018 о согласовании исключения здания, расположенного по адресу: <...>, из реестра объектов культурного наследия  (далее – реестр) и внесении представления в Правительство Российской  Федерации об исключении объекта – «Торговые ряды (Мытный двор, 1870-е  годы)» из реестра, оформленного уведомлением от 18.09.2018  № 38- 01- 82/2971; признании незаконным приказа министерства от 02.10.2017  № 108903- р 

«О регистрации объекта культурного наследия регионального значения  «Торговые ряды (Мытный двор)», 1870-е годы (Свердловская область) в  едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников  истории и культуры) народов Российской Федерации»; обязании министерства  аннулировать запись в Едином государственном реестре объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за  номером 661710975680005 об объекте «Торговые ряды (Мытный двор)», 1870-е  годы (Свердловская область) (с учетом уточнения), при участии в деле в  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, Правительства Российской Федерации, 

установил:


решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.06.2019,  оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 16.09.2019, в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13.01.2020  указанные судебные акты отменены, заявление общества удовлетворено.

В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное  применение норм материального и процессуального права, просит отменить  постановление суда округа и принять новый судебный акт об отказе в  удовлетворении заявленных требований.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие  существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых  невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных  интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Указанных оснований по результатам изучения судебных актов,  принятых по делу, и доводов кассационной жалобы заявителя не установлено.

Принимая обжалуемое постановление, суд округа, руководствуясь  положениями статей 3, 15, 16, 20.1, 64 Федерального закона от 25.06.2002   № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)  народов Российской Федерации» (далее – Закон  № 73-ФЗ), приняв во внимание  обстоятельства, установленные при рассмотрении дела  № А60-1685/03,  отметив, что спорный объект не является тем объектом культурного наследия,  который был принят под охрану в 1991 году, а является вновь созданным без  признаков воссоздания, в связи с чем оспариваемый приказ нельзя считать  законным.

Суд признал ошибочным вывод судебных инстанций о том, что  обязанность по представлению документов, необходимых для  административной процедуры исключения объекта культурного наследия из  реестра объектов культурного наследия, лежит на обществе. При этом  окружной суд указал, что уполномоченные органы в сфере охраны памятников  истории культуры, имея сведения о принятом судебном акте, вступившем в  законную силу, согласно которому принятый под охрану в 1991 году объект  культурного наследия прекратил существование, а спорный объект  спроектирован, построен и введен в эксплуатацию без признаков памятника  культуры, не инициировали процедуру исключения спорного здания из реестра  объектов культурного наследия и внесении представления в Правительство  Российской Федерации об исключении объекта – «Торговые ряды (Мытный  двор, 1870-е годы)» из реестра.

Отклонил суд округа и ссылку судов на несоответствие историко- культурных экспертиз Федерального агентства по культуре и кинематографии, 


представленных в материалы дела  № А60-1685/2003, Положению о  государственной историко-культурной экспертизе, утвержденному  постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009  № 569,  отметив, что экспертные заключения подготовлены в соответствии с  действующим на момент рассмотрения дела законодательством. 

Доводы жалобы не подтверждают наличия существенных нарушений  норм материального и (или) процессуального права и не являются основанием  для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, 

определил:

отказать Министерству культуры Российской Федерации в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации О.В. Киселева