ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 17АП-1153/20 от 14.10.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 309-ЭС20-11143

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва15.10.2020  Дело  № А60-50402/2019 Резолютивная часть определения объявлена 14.10.2020

Полный текст определения изготовлен 15.10.2020

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда 

Российской Федерации в составе:
председательствующего Завьяловой Т.В.
судей Першутова А.Г., Тютина Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной 

жалобе общества с ограниченной ответственностью «Компания ГрандСервис-

Ек» на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.12.2019 

по делу  № А60-50402/2019, постановление Семнадцатого арбитражного 

апелляционного суда от 20.02.2020 и постановление Арбитражного суда 

Уральского округа от 13.05.2020 по тому же делу


по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания  ГрандСервис-Ек» о признании недействительным решения Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы  № 25 по Свердловской области  от 12.03.2019  № 15 об отказе в привлечении к ответственности за совершение  налогового правонарушения, в части доначисление земельного налога за 

В заседании приняли участие представители:

от общества с ограниченной ответственностью «Компания ГрандСервис- Ек» – Семашко Н.В.;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 25 по  Свердловской области – Денисаев М.А., Колпакова И.М., Талыбов И.Р.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Завьяловой Т.В., выслушав объяснения представителей участвующих в деле  лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации

установила:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы  № 25  по Свердловской области (далее – инспекция, налоговый орган) проведена  камеральная налоговая проверка представленной обществом с ограниченной  ответственностью «Компания ГрандСервис-Ек» (далее – общество,  налогоплательщик) уточненной декларации по земельному налогу за 2017 год  (корректировка  № 2), по результатам которой составлен акт от 21.01.2019   № 120680 и вынесено решение от 12.03.2019  № 15 об отказе в привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно указанному решению обществу начислены авансовые платежи  по земельному налогу в сумме 28 383 рублей, уменьшен налог к уплате 


в размере 11 046 рублей, всего сумма доначисленного налога составила 

статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый  кодекс) отказано.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской  области от 23.05.2019  № 567/19 решение инспекции оставлено без изменения.

Полагая, что решение налогового органа не соответствует положениям  Налогового кодекса, общество обратилось в арбитражный суд заявлением,  в котором просило признать его недействительным в части доначисления  недоимки.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.12.2019,  оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 20.02.2020, в удовлетворении требований общества  отказано.

Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 13.05.2020  принятые по делу судебные акты оставил без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, общество, ссылаясь на существенные нарушения судами норм  материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу  судебные акты.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  Завьяловой Т.В. от 17.09.2020 кассационная жалоба общества вместе с делом  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить  обжалуемые судебные акты без изменения.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями  статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия находит 


кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, а обжалуемые судебные  акты – отмене по следующим основаниям.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, между  обществом и Администрацией города Екатеринбурга заключен договор  от 24.09.2015  № 5-26-Р о развитии застроенной территории, предметом  которого является обязательство общества по развитию застроенной  территории в городе Екатеринбурге в районе улицы Щербакова площадью  101 011, 96 кв. м.; срок действия договора составляет 10 лет.

В целях реализации обязательств по указанному договору  налогоплательщику предоставлены девять земельных участков, образованных  в границах застроенной территории, подлежащей развитию, в том числе,  с кадастровыми номерами 66:41:0000000:100276 и 66:41:0000000:100278,  имеющих вид разрешенного использования «Многоэтажная жилая застройка  (высотная застройка)». Право собственности на земельные участки  с названными кадастровыми номерами зарегистрировано за обществом  11.12.2017.

По результатам камеральной налоговой проверки инспекция пришла  к выводу о необходимости применения налогоплательщиком при исчислении  земельного налога за 2017 год по земельным участкам с кадастровыми  номерами 66:41:0000000:100276 и 66:41:0000000:100278 повышающего  коэффициента 2 к налоговой ставке 0,3 процента, предусмотренного 

абзацем первым пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса.

Суды трех инстанций, признавая законным решение налогового органа и  отказывая в удовлетворении требований общества, руководствовались  положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 394 и пункта 15 статьи 396  Налогового кодекса, решением Екатеринбургской Городской Думы  от 22.11.2005  № 14/3 «Об установлении и введении в действие земельного  налога на территории муниципального образования «Город Екатеринбург»,  на основании которых заключили, что при исчислении налога в отношении  вышеназванных земельных участков, предназначенных для жилищного 


строительства, с момента регистрации права собственности общества на них  должен применяться повышающий коэффициент 2.

Отклоняя доводы общества о том, что земельные участки предоставлены  ему для развития застроенной территории в городе Екатеринбурге на десять лет  и невозможности впоследствии возвратить налог, уплаченный с применением  повышающего коэффициента (отсутствии возможности завершить  строительство в течение трех лет после получения земельных участков), суды  отметили, что пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса не предусматривает  каких-либо исключений из правила о применении повышающего коэффициента  для налогоплательщиков, осуществляющих жилищное строительство  на основании договора о развитии территории.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации полагает, что выводы судов трех инстанций сделаны  без учета следующего.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса налоговые  ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных образований (законами  городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и, в частности,  не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых  жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для жилищного  строительства.

Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009  № 54 «О некоторых  вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных  с взиманием земельного налога», неосвоение земельного участка,  приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является  основанием для отказа в применении указанной пониженной ставки земельного  налога.

В то же время согласно абзацу первому пункта 15 статьи 396 Налогового  кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) 


в собственность физическими и юридическими лицами на условиях  осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога  (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2  в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной  регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной  регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса также указано, что в случае  завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации  прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока  строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога,  исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне  уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику  в общеустановленном порядке.

Исходя из буквального содержания данной нормы, применение  повышающего коэффициента к ставке налога 0,3 процента является правовым  последствием одного факта - отсутствия на земельном участке, представленном  для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости. При этом  указанное регулирование связано с земельным участком и установленным для  него видом разрешенного использования, и не связано с тем, кто является  собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью  владения участком (определение Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020  № 308-ЭС19-18258).

Таким образом, воля законодателя состоит в исключении возможности  извлечения налоговой выгоды собственниками земельных участков, которые  не имели объективных препятствий в осуществлении жилищного  строительства, но уклонились от освоения земельного участка, не завершив  строительство, по крайней мере до истечения трех лет с момента получения  участка в собственность либо изначально не имели намерения по его  освоению, например, если приобретенные земельные участки рассматривались  налогоплательщиком лишь в качестве активов для последующей продажи.


Вместе с тем при применении указанных правил налогообложения  должна обеспечиваться их гармонизация с правилами (особенностями),  установленными законодательством для отдельных видов правоотношений, в  рамках которых осуществляется жилищное строительство, предопределяющих  возможности налогоплательщика приступить к началу строительства  и завершить его в соответствующие сроки.

В ином случае применение повышающего коэффициента при исчислении  земельного налога может из средства стимулирования жилищного  строительства приобрести характер санкции, выражающейся в установлении  более обременительных условий налогообложения в отсутствие к тому  разумных и объективных оснований, то есть, по существу, к произвольному  налогообложению, запрещенному в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса.

Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда  Российской Федерации, выраженной, в частности, в Постановлениях  от 02.07.2013  № 17-П, от 21.12.2018  № 47-П, от 30.06.2020  № 31-П, и состоящей  в необходимости учета системной взаимосвязи различных отраслей  законодательства при регулировании вопросов, связанных с взиманием  и уплатой налоговых платежей; недопустимости сдерживания хозяйствующих  субъектов от участия в гражданском обороте в отсутствие к тому правовых  оснований и произвольного ограничения свободы их экономической  деятельности в результате налогообложения.

В данном случае является значимым то обстоятельство, что в  соответствии с частями 2 и 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса  Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения  договора о развитии застроенной территории, далее – Градостроительный  кодекс) решение о развитии застроенной территории принимается органами  местного самоуправления при наличии на этой территории многоквартирных  домов, признанных аварийными и подлежащими в связи с этим сносу, либо  снос (реконструкция) которых планируется на основании муниципальных  адресных программ.


Согласно пункту 1 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса  к существенным условиям договора о развитии территории относятся сведения  о местоположении и площади застроенной территории, в отношении которой  принято решение о развитии, перечень адресов зданий, строений, сооружений,  подлежащих сносу, реконструкции.

Существенным также является условие договора об обязательстве лица,  заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить  строительство на застроенной территории, в отношении которой принято  решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки  застроенной территории; условие о максимальном сроке осуществления  строительства (пункт 6 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса).

Таким образом, в случае заключения договора о развитии застроенной  территории сроки осуществления строительства устанавливаются  в соответствии с утвержденным проектом планировки, охватывают собой снос  имеющихся объектов и распространяются на новое строительство всех  объектов в границах застроенной территории.

При рассмотрении дела общество указывало, что договором о развитии  застроенной территории предусмотрен срок жилищного строительства в десять  лет, совпадающий со сроком действия договора о развитии застроенной  территории. Данный срок охватывает выполнение застройщиком обязательств  по сносу аварийных домов и расселению их жильцов, подготовке всей  необходимой проектной документации и строительству пяти многоквартирных  жилых домов общей площадью 170 000 кв.м, с возведением всей коммунальной  инфраструктуры и благоустройством территории.

Учитывая объем работ по договору, выполнение строительства на всех  земельных участках в течение трех лет, начиная с даты государственной  регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной  регистрации прав на построенные объекты, по доводам налогоплательщика,  является заведомо невозможным.


В такой ситуации судам следовало дать оценку тому, в какие сроки после  предоставления соответствующих земельных участков в собственность  общества должен был произведен снос имеющихся объектов и начато новое  строительство жилья, например, исходя из сроков, указанных в разрешениях на  строительство конкретных объектов и, соответственно, с какого момента после  получения земельных участков в собственность должен исчисляться срок  применения повышающего коэффициента, предусмотренный абзацем первым  пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса.

Истолковав положения данной нормы без учета взаимосвязи налогового  и градостроительного законодательства, и применив повышающий  коэффициент без учета доводов налогоплательщика о наличии объективных  препятствий в начале осуществления жилищного строительства,  обусловленных законодательным регулированием развития территорий, суды  по существу допустили возникновение ситуации, когда застройщик будет нести  более высокое бремя налогообложения в связи с самим фактом выбора  юридической формы осуществления жилищного строительства в рамках  развития территорий. Однако такое толкование противоречит как целям  установления особого порядка определения налоговой базы,  так и реализуемому в рамках градостроительного законодательства публичному  интересу, связанному с развитием территорий.

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия Верховного Суда  Российской Федерации считает, что судебные акты арбитражных судов первой,  апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене на основании  части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, а дело – подлежит направлению на новое рассмотрение в суд  первой инстанции.

При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенную  в настоящем определении правовую позицию, дать оценку доводам  налогоплательщика и возражениям налогового органа относительно сроков,  после которых налогоплательщик с учетом требований градостроительного 


законодательства должен был приступить к строительству жилья на земельных  участках с кадастровыми номерами 66:41:0000000:100276  и 66:41:0000000:100278 в рамках реализации своих обязательств перед  муниципальным образованием по развитию территории, принять законные  и обоснованные судебные акты.

Руководствуясь статьями 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.12.2019 по делу   № А60-50402/2019, постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 20.02.2020 и постановление Арбитражного суда  Уральского округа от 13.05.2020 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской  области.

Председательствующий Т.В. Завьялова  Судьи А.Г. Першутов

 Д.В. Тютин