ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 17АП-13368/18 от 06.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 309-ЭС19-12309

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва6 августа 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев  кассационную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере образования и  науки (Рособрнадзор) на постановление Арбитражного суда Уральского округа  от 17.04.2019 по делу  № А60-21511/2018 Арбитражного суда Свердловской  области 

по заявлению Рособрнадзора к частному образовательному учреждению  высшего образования «Академия туризма и международных отношений» (далее  – академия, образовательное учреждение) об аннулировании лицензии на право  осуществления образовательной деятельности, выданной 07.12.2015,  регистрационный  № 1802 серия 90Л01  № 0008824 (далее – лицензия),

установила:

решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.07.2018,  оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 23.11.2018, заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17.04.2019  решение и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  отменены, в удовлетворении заявленного требования отказано.


В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, Рособрнадзор просит об отмене судебного акта округа, ссылаясь на  существенные нарушения норм материального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс)  по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда  Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в  кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из представленных материалов, Рособрнадзором в отношении  образовательного учреждения проведена внеплановая выездная проверка на  предмет исполнения ранее выданного предписания от 21.07.2017   № 07-55-105/15-З, в ходе которой установлено его частичное неисполнение.  Составлен акт, выдано повторное предписание.

В частности, Рособрнадзором образовательному учреждению вменены  следующие нарушения: в договорах на обучение по программам  профессионального образования, заключенным в 2016, 2017 годах, не  включены сведения об ответственности исполнителя, заказчика и  обучающегося (пункт 1.3 акта); отсутствуют дополнительные  профессиональные программы повышения квалификации: «Основы  трудоустройства», «Администратор отеля», «Курсы экскурсоводов»,  «Деятельность фронт-офиса» (пункт 1.5 акта); на главной странице подраздела  «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного 


процесса» указывалась информация о материально-техническом обеспечении  образовательной деятельности, в том числе сведения о наличии объектов  спорта, адреса которых не установлены лицензией как адреса мест  осуществления образовательной деятельности (пункт 1.6 акта).

Рособрнадзором проведена проверка документов и сведений,  представленных образовательным учреждением во исполнение повторно  выданного предписания, в ходе которой установлено, что указанные нарушения  не устранены, вынесено распоряжение о запрете приема в академию, а также  распоряжение о приостановлении действия лицензии на осуществление  образовательной деятельности образовательного учреждения. Помимо этого,  Рособрнадзор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной  инстанций согласились с позицией Рособрнадзора о неисполнении академией  повторного предписания в части трех указанных эпизодов. Суды исходили из  того, что в силу части 8 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» неисполнение образовательным  учреждением повторного предписания уполномоченного органа является  основанием для обращения последнего в суд с заявлением об аннулировании  соответствующей лицензии; основанием для аннулирования лицензии является  не само нарушение, допущенное лицензиатом, а факт невыполнения указаний  лицензирующего органа об устранении этих нарушений.

Суд округа отменил названные судебные акты как принятые с  формальным подходом и содержащие необоснованные выводы.

По эпизоду, изложенному в пункте 1.3 акта, академией утверждена новая  форма договора на обучение по программам профессионального образования с  включенными в нее сведениями об ответственности исполнителя, заказчика и  обучающегося, а также форма дополнительного соглашения к договорам,  заключенным в 2016-2017 годах, о включении спорных сведений, что  соответствует Правилам оказания платных образовательных услуг,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 


от 15.08.2013  № 706 (далее – Правила), а также Примерной форме договора об  образовании на обучение по образовательным программам среднего  профессионального и высшего образования, утвержденной приказом  Минобрнауки России от 21.11.2013  № 1267. 

Позиция Рособрнадзора о том, что формулирование ответственности  сторон в договоре на оказание образовательных услуг должно в обязательном  порядке повторять положения пункта 21 названных Правил, не отражена в акте  проверки. 

Вопреки выводам суда апелляционной инстанции, из положений  подпункта «ж» пункта 12 Правил не следует, что формулирование в договоре  прав, обязанностей и ответственности исполнителя, заказчика и обучающегося  должно дословно воспроизводить содержание пункта 21 указанных Правил.

Кроме того, в повторном предписании требования об обязательном  дублировании в дополнительных соглашениях положений пункта 21 Правил не  содержалось.

Суды при рассмотрении данного эпизода не установили, каким нормам  права не соответствуют формулировки о рассматриваемой ответственности,  примененные академией в проекте договора и заключенных со студентами  дополнительных соглашениях.

В отношении эпизода, отраженного в пункте 1.5 акта, Рособрнадзором  фактически вменено ответчику не неисполнение повторного предписания, в  иное нарушение – несоответствие программ пунктам 5-10 Порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки  России от 01.07.2013  № 499. Между тем ни в акте проверки, ни в ходе  рассмотрения настоящего дела Рособрнадзором не конкретизированы  нарушения, допущенные ответчиком при разработке указанных программ, а  также не установлено, что имеющиеся нарушения настолько существенны, что  могут нивелировать факт представления спорных документов.


Нарушение, установленное пунктом 1.6 акта проверки, устранено  академией до вынесения решения по настоящему делу, с нарушением сроков,  установленных в повторном требовании.

Ни Рособрнадзором, ни судами не дано какого-либо обоснования тому,  соразмерно ли рассматриваемое нарушение такой мере государственного  реагирования как аннулирование лицензии на осуществление образовательной  деятельности.

При таких обстоятельствах суд округа пришел к выводу об отсутствии  доказательств неисполнения повторного предписания в отношении нарушений,  указанных в пунктах 1.3, 1.5 акта проверки.

Иное толкование заявителем норм материального права не  свидетельствует о неправильном их применении судом округа или  допущенной судебной ошибке и не являются основанием для отмены.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации,

определила:

отказать Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки в  передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда М.В. Пронина  Российской Федерации