ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 17АП-15765/18 от 06.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 309-ЭС19-12321

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва6 августа 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив  кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Пермскому краю от 11.06.2019  № ЮП/02-41 на  решение Арбитражного суда Пермского края от 10.09.2018 по делу 

 № А50-18801/2018, постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 11.12.2018 и постановление Арбитражного суда  Уральского округа от 16.04.2019 по тому же делу

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ- Пермнефтеоргсинтез» (далее – общество) к Пермской межрайонной  природоохранной прокуратуре (далее – прокуратура) о признании  недействительным представления от 21.03.2018  № 2-2-2018 об устранении  нарушений законодательства об отходах и недрах,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно  предмета спора: Управление Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Пермскому краю (далее – управление), Департамент по  недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее –  департамент),


установила:

решением Арбитражного суда Пермского края от 10.09.2018, оставленным  без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного  суда от 11.12.2018 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа 

от 16.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, управление просит принятые судебные акты отменить, ссылаясь на  нарушение судами норм материального и процессуального права. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как установлено судами и следует из судебных актов, прокуратурой была  проверена информация о систематическом загрязнении реки Пыж  нефтесодержащей жидкостью.

На момент указанной проверки прокуратура располагала письмом  управления от 06.03.2018  № АА/05-1205, письмом департамента от 05.03.2018   № ПК-ПФО-1100-08/008, информацией Государственной инспекции по  экологии и природопользованию Пермского края от 19.03.2018  № СЭД-36-02- 10-44 о результатах отбора проб из реки Пыж от 13.03.2018, аналитической 


справкой общества, представленной в прокуратуру, письмом от 22.01.2018 

 № О-192 о содержании нефтепродуктов в бассейне реки Пыж в 2015-2017 годы.

Полагая, что имеющихся документов было достаточно для принятия мер  прокурорского реагирования, без проведения проверочных мероприятий,  прокуратура вынесла представление от 21.03.2018  № 2-2-2018 об устранении  нарушений законодательства об отходах и недрах.

Не согласившись с представлением, общество обратилось в арбитражный  суд с соответствующим заявлением.

Оценив представленные сторонами доказательства с позиции статьи 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, положениями статей 21, 22, 24 Федерального закона 

от 17.01.1992  № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», требованиями  Приказа Генеральной прокуратуры России от 07.05.2008  № 84 «О  разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других  специализированных прокуратур», Приказа Генеральной прокуратуры России  от 01.04.2014  № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением  законов об охране окружающей среды и природопользовании», Приказа  Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007  № 195 «Об  организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением  прав и свобод человека и гражданина», положениями Федерального закона 

от 26.12.2008  № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и  муниципального контроля» (далее - Закон N 294-ФЗ), суды пришли к выводу о  незаконности оспариваемого представления, его несоответствия требованиям  действующего законодательства. 

При этом суды исходили из отсутствия у прокуратуры в данном случае  оснований для внесения представления без предусмотренной процедуры  проведения проверки, а также достаточных данных для указания на устранение  обществом законодательства в сфере обращения отходов и недропользования.


Суды приняли во внимание, что проверочные мероприятия прокуратурой  не проводились, специалисты при проведении проверки не привлекались,  общество было лишено возможности представлять свои замечания и  предложения, соответствующую документацию. Выводы прокуратуры,  послужившие основанием для внесения представления в адрес общества,  основаны лишь на документации, не относящейся к спорному периоду, и  заключениях органов государственной власти, подготовленных в ответ на  поступившие из прокуратуры запросы (переписка).

Доказательств того, что в установленном порядке проводилась проверка,  осуществлялся осмотр спорной территории, производились какие-либо  действия, направленные на установление обстоятельств, способствовавших  нарушению законодательства, прокуратурой судам не представлено.

Обстоятельств, позволяющих отнести их к категории исключительных,  требующих экстренного реагирования, которые могли бы быть признаны  легитимными без соблюдения установленной законом процедуры, судами при  разрешении настоящего спора не установлено.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что нарушение  прокуратурой процедуры внесения представления, в свою очередь, повлекло  нарушение прав и законных интересов общества.

Позиция управления о неподведомственности спора арбитражному суду  противоречит разъяснению Верховного Суда Российской Федерации,  изложенному в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской  Федерации  № 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда  Российской Федерации 25.11.2015, в соответствии с которым представление  прокурора не может быть исключено из числа решений органов  государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке,  предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации и главой 24 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации.


Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом  рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом  установленных обстоятельств дела.

Иное толкование заявителем положений гражданского и  административного законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора  не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

Существенного нарушения норм материального права, а также требований  процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного  разбирательства, судами не допущено.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определила:

отказать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Пермскому краю в передаче кассационной жалобы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации