ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 17АП-19024/18 от 07.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 309-ЭС19-15013

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва7 октября 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,  рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Сельхозкомплект» от 13.08.2019 б/н на постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 по делу  № А60-49717/2018  Арбитражного суда Свердловской области и постановление Арбитражного суда  Уральского округа от 23.05.2019 по тому же делу 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «Сельхозкомплект» (далее – общество) о признании незаконным решения  Уральского управления Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору (далее – управление) о возврате  заявления общества о переоформлении лицензии от 19.11.2010 

 № ВП-56-003594 (С), выраженного в уведомлении от 10.07.2018   № 09-00-10/7545,

установила:

решением Арбитражного суда Уральского округа от 31.10.2018  заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

от 07.02.2019 решение суда первой инстанции от 31.10.2018 отменено, в  удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23.05.2019  постановление суда апелляционной инстанции от 07.02.2019 оставлено без  изменения.


В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, общество просит об отмене судебных актов судов апелляционной и  кассационной инстанций, ссылаясь на существенные нарушения норм  материального права и несоответствие выводов судов фактическим  обстоятельствам дела.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс)  по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда  Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в  кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из судебных актов, общество осуществляет эксплуатацию  взрывопожароопасных производственных объектов на основании лицензии 

от 19.11.2010  № ВП-56-003594 (С).

В лицензии содержится перечень разрешенных видов деятельности:  использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых  веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону отр 21.07.1997   № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных  объектов», за исключением использования муки на предприятиях по  производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий (далее – Закон о  промышленной безопасности), а в качестве места осуществления деятельности  указан г. Челябинск, Троицкий тракт, 23.

В связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования  общество обратилось в управление с заявлением о переоформлении лицензии.

По результатам рассмотрения заявления управление в уведомлении

от 23.05.2018  № 09-00-10/5856 сообщило обществу о необходимости  представления надлежащим образом оформленного заявления и полного пакета  документов.

В качестве причины управление указало на несоответствие вида  деятельности организации виду деятельности, указанному в переоформляемой  лицензии; неуказание видов работ, выполняемых в составе лицензируемого  вида деятельности; неуказание адреса места осуществления лицензируемого 


вида деятельности; отсутствие данных документа (наименование и реквизиты)  подтверждающего полномочия представителя юридического лица.

В связи с истечением тридцатидневного срока представления документов,  необходимых для переоформления лицензии управлением принято решение о  возврате лицензиату документов.

Не согласившись с возвратом заявления о переоформлении лицензии,  общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из  того, что по форме и содержанию заявление общества от 18.05.2018  соответствовало требованиям части 5 статьи 18 Федерального закона  04.05.2011  № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее  – Закон  № 99-ФЗ) и Административному регламенту Федеральной службы по  экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению  государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации  взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и  3 классов опасности, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 11.08.2015 

 № 305 (далее – Административный регламент), у общества не возникло  обязанности по переоформлению лицензии в связи с внесенными в  законодательство изменениями в части наименования лицензируемого вида  деятельности. Позицию управления о том, что у общества изменились  осуществляемые им фактически виды работ либо вид деятельности, суд первой  инстанции счел недоказанной.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении  заявленного требования, суд апелляционной инстанции, повторно оценив  представленные в материалы дела доказательства, руководствовался  положениями статей 13, 18 Закона  № 99-ФЗ, Административным регламентом,  Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных  производственных объектов и ведению государственного реестра опасных  производственных объектов, утвержденными приказом Ростехнадзора от  25.11.2016  № 495, Техническим регламентом о безопасности сетей  газораспределения и газопотребления, утвержденным постановлением  Правительства Российской Федерации от 29.10.2010  № 870, Положением о  лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных  производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным  постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013  № 492  (далее – Положение о лицензировании), пришел к выводу о правомерности  возврата обществу заявления о переоформлении лицензии, поскольку  обществом не были указаны виды работ, выполняемые в составе 


лицензируемого вида деятельности, а также адрес места осуществления  лицензируемого вида деятельности.

В ходе рассмотрения спора суд апелляционной инстанции установил, что  обществом в 2016 году зарегистрирован новый опасный производственный  объект III класса опасности «Сеть газопотребления общества с ограниченной  ответственностью «Сельхозкомплект». В состав объекта помимо имеющейся  котельной, расположенной по адресу: Челябинск, Троицкий тракт, 23, вошел  газопровод, находящийся по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, от  Троицкого тракта, 21 до Троицкого тракта, 23. Вместе с тем, в  переоформляемой лицензии от 19.11.2010 обществом указан адрес места  осуществления лицензируемого вида деятельности; Челябинская область,  Троицкий тракт, 23, по которому расположена котельная.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что в связи с внесенными  обществом изменениями в состав объекта и добавлением газопровода, который  входит в состав единого технологического комплекса по транспортированию  природного газа, изменился адрес места осуществления лицензируемого вида  деятельности, что также подтверждается свидетельством о государственной  регистрации права от 29.07.2014  № 74-74-01/3741/2014-415.

Кроме того, принимая во внимание, что обществом в приложении к  лицензии указаны следующие разрешенные виды деятельности: эксплуатация  взрывопожароопасных производственных объектов (использование  воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ,  определенных приложением 1 к Закону о промышленной безопасности суд  апелляционной инстанции признал обоснованным довод управления о том, что  исходя из заявления общества не представляется возможным определить, какой  вид работ и услуг, установленный Положением о лицензировании заявитель  будет выполнять в составе лицензируемого вида деятельности, поскольку  обществом в нарушение формы, установленной приложением  № 4 к  Административному регламенту, данная информация не указана.

Довод о недоказанности управлением изменения фактически  осуществляемых обществом работ либо вида деятельности, судом  апелляционной инстанции отклонен, поскольку в заявлении о переоформлении  лицензии общество, указывая на намерение осуществлять вид деятельности по  эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных  объектов I, II и III классов опасности, не указало, какие виды работ и услуг,  предусмотренные действующим законодательством, вошли в лицензируемый  вид деятельности, тогда как в переоформляемой лицензии заявленный  обществом вид деятельности (эксплуатация взрывопожароопасных и 


химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности) не  указан.

Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы  судов апелляционной инстанции и округа, не подтверждают существенных  нарушений норм материального права и норм процессуального права,  повлиявших на исход дела, по существу, выражают несогласие с  установленными фактическими обстоятельствами настоящего спора и оценкой  доказательств, в связи с чем не могут служить достаточным основанием для  пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации,

определила:

отказать обществу с ограниченной ответственностью «Сельхозкомплект» в  передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда М.В. Пронина  Российской Федерации