ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 17АП-19502/18 от 26.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 309-ЭС19-13873

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва26 августа 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев  кассационную жалобу публичного акционерного общества «Федеральная  сетевая компания Единой энергетической системы» в лице филиала Пермского  предприятия магистральных электрических сетей от 03.07.2019 

 № М4/П4/1/1616 на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 29.10.2018 по делу  № А71-14040/2018, постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 20.02.2019 и постановление  Арбитражного суда Уральского округа от 23.05.2019 по тому же делу 

по заявлению публичного акционерного общества «Федеральная сетевая  компания Единой энергетической системы» в лице филиала Пермского  предприятия магистральных электрических сетей (далее – общество) к  Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской  Федерации по Удмуртской Республике (далее – управление) о признании  недействительным предписания от 08.06.2018  № 564/9-1164,

установила:

решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.10.2018,  оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного 


апелляционного суда от 20.02.2019 и постановлением Арбитражного суда  Уральского округа от 23.05.2019, в удовлетворении заявленных требований  отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, общество просит об отмене судебных актов, ссылаясь на  существенные нарушения норм материального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из судебных актов, управлением проведена внеплановая  проверка в отношении объектов общества с целью контроля за устранением  нарушений, выявленных в ходе плановой проверки в период с 10.05.2017 по  02.06.2017, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений 

от 02.06.2017  № 564/9-967, срок исполнения которых истек, по результатам  которой составлен акт проверки от 08.06.2018  № 5464/9-1163 и выдано 

предписание от 08.06.2018  № 564/9-1164, согласно которому обществу  необходимо в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от  21.07.2011  № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического  комплекса» (далее – Закон  № 256) в срок до 10.08.2018 обеспечить  вооруженную охрану с гражданским, служебным оружием на  категорированных объектах: ПС 500 кВ «Удмуртская», Малопургинский район, 


с. Уром; ПС 220 кВ «Ижевск», г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 109; 

ПС 220 кВ «Позимь», г. Ижевск, ул. Маяковского, 55; ПС 220 кВ «Кама»,

г. Сарапул, пр. Энергетиков, 1; ПС 220 кВ «Сюга», г. Можга, ул. 60 лет  Октября, 7; ПС 220 кВ «Садовая», п. Ува, 7 км тракта Ува-Сюмси; ПС 220 кВ  «Сива», Воткинский район, 9 км Кельчинского тракта; ПС 220 кВ  «Комсомольская», Игринский район, п. Нагорный; ПС 220 кВ «Игра»,  Игринский район, п. Нагорный; ПС 220 кВ «Балезино», п. Балезино, 

ул. М. Гвардии; ПС 220 кВ «Звездная», г. Глазов.

Полагая указанное предписание незаконным, общество обратилось в  арбитражный суд с настоящими требованиями.

Судами установлено, что указанные объекты топливно-энергетического  комплекса включены в Реестр объектов топливно-энергетического комплекса, в  соответствии с которым объекты имеют низкую категорию опасности. Кроме  того, данные объекты с категорией опасности «низкая» числятся и в  региональном Сводном перечне объектов топливно-энергетического комплекса  на территории Удмуртской Республики, подлежащих категорированию,  утвержденному председателем Антитеррористической комиссии Удмуртской  Республики.

На всех одиннадцати категорированных объектах общества система  физической защиты - охрана объектов осуществляется круглосуточно  охранниками общества с ограниченной ответственностью частное охранное  предприятие «Энергобезопасность», которое на момент проверки не имело в  своем распоряжении оружие, что также подтверждается ответом УФСВНГ  России по Свердловской области от 04.06.2018 исх. N 623/9-1186.

Изучив полно и всесторонне представленные в материалы дела  доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, оценив их в совокупности и  взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 7 части 1 статьи 2  Федерального закона от 03.07.2016  № 226-ФЗ «О войсках национальной 


гвардии Российской Федерации», подпункта 20 пункта 9 Положения о  Федеральной службе войск национальной гвардии, утвержденного Указом  Президента Российской Федерации от 30.09.2016  № 510, Постановлением  Правительства Российской Федерации от 20.10.2016  № 1067, статей 7, 8, 9, 12  Закона  № 256, Правилами по обеспечению безопасности и  антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического  комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской  Федерации от 05.05.2012  № 458, Постановлением Правительства Российской  Федерации от 23.06.2011  № 498 «О некоторых вопросах осуществления  частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», суды  пришли в выводу о том, что оспоренное предписание, принятое в целях  устранения обществом нарушений требований законодательства в части  обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов  топливно-энергетического комплекса, является законным и обоснованным,  вынесено уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры  и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку возлагает на  него исключительно предусмотренные законом обязанности.

При этом суды указали, что в паспорте безопасности должна отражаться  актуальная информация об объекте, а требования по организации физической  защиты объектов топливно-энергетического комплекса установлены статьей 9  Закона  № 256-ФЗ, согласно которой система физической защиты объектов  топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность  направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства  организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических  средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем  распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.  Аналогичные требования содержатся в Постановлении Правительства  Российской Федерации от 19.09.2015  № 993дсп «Об утверждении требований к  обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического  комплекса» (пункт 2).


При таких обстоятельствах охрану объектов топливно-энергетического  комплекса вправе осуществлять подразделения охраны, имеющие в своем  распоряжении гражданское, служебное (разрешенное законодательством  Российской Федерации) оружие и специальные средства.

Судами также принято во внимание без указания на преюдициальное  значение для настоящего спора, что постановлением мирового судьи судебного  участка  № 2 Металлургического района г. Челябинска от 17.09.2018 директор  филиала общества признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение в  установленный срок законного предписания от 02.06.2017  № 564/9-967. В  рамках указанного дела судом был установлен факт нарушения директором  части 1 статьи 9 Закона  № 256-ФЗ.

Постановлением мирового судьи судебного участка  № 2  Металлургического района г. Челябинска от 16.05.2017, оставленным без  изменения решением Металлургического районного суда г. Челябинска 

от 14.07.2017 и постановлением Челябинского областного суда от 19.01.2018,  директор филиала общества привлечен к административной ответственности,  по статье 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, в том числе за нарушение части 1 статьи 9 Закона  № 256-ФЗ  на объекте топливно-энергетического комплекса подстанции 220 кВ «Сива»,  поскольку подразделение охраны не имеет в своем распоряжении  гражданского, служебного оружия.

При этом суды на ссылались на преюдициальное значение указанных  судебных актов для настоящего дела.

Доводы общества, в том числе указание на то, что суды не дали должной  оценки срокам, выводов судов не опровергают, поскольку все значимые для  разрешения спора фактические обстоятельства судами установлены и им была  дана надлежащая правовая оценка.


Таким образом, доводы, изложенные к кассационной жалобе,  свидетельствуют не о нарушениях судами норм материального права,  повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу  фактическими обстоятельствами, были проверены судами и признаны  необоснованными, направлены на переоценку установленных по делу  обстоятельств, что не входит в компетенцию Верховного Суда Российской  Федерации.

Поскольку существенных нарушений судами норм материального права и  (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, доводы жалобы  не подтверждают, оснований для передачи жалоб для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не  имеется.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации,

определила:

отказать публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая  компания Единой энергетической системы» в лице филиала Пермского  предприятия магистральных электрических сетей в передаче кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М.В. Пронина  Российской Федерации