ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 17АП-20035/18 от 30.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 309-ЭС19-18679

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва30.10.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив  кассационные жалобы общественной организации «Воткинское районное  общество охотников и рыболовов» и общественной организации «Сарапульское  районное общество охотников и рыболовов» на решение Арбитражного суда  Удмуртской Республики от 14.11.2018, постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 и постановление  Арбитражного суда Уральского округа от 01.07.2019 по делу  № А71-998/2018

УСТАНОВИЛ:

Общественная организация "Воткинское районное общество охотников и  рыболовов" (далее - Воткинское общество охотников и рыболовов, истец)  обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к  Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской  Республики (далее - министерство, ответчик) об урегулировании разногласий,  возникших при заключении охотхозяйственного соглашения (по пунктам 2.1.1,  9.2.7) на право пользования земельными участками и лесными участками и  право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья  Воткинского охотничьего хозяйства.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора привлечены Федеральное  государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Нечкинский",  Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по  управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и  Кировской области.


Определением суда от 30.08.2018 для совместного рассмотрения в одно  производство с настоящим делом объединено дело N А71-1732/2018 по иску  общественной организации "Сарапульское районное общество охотников и  рыболовов" (далее - Сарапульское общество охотников и рыболовов, истец) к  Министерству об урегулировании разногласий, возникших при заключении  охотхозяйственного соглашения (по пунктам 2.1.1, 5.1, 5.2, 9.2.7) на право  пользования земельными и лесными участками и право на добычу охотничьих  ресурсов в границах охотничьего угодья Сарапульского охотничьего хозяйства.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.11.2018,  оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 25.02.2019 и постановлением Арбитражного суда  Уральского округа от 01.07.2019, разногласия, возникшие между Воткинским  обществом охотников и рыболовов и министерством при заключении  охотхозяйственного соглашения (соглашение) на право пользования  земельными участками и лесными участками и право на добычу охотничьих  ресурсов в границах охотничьего угодья Воткинского охотничьего хозяйства  урегулированы: пункт 2.1.1. охотхозяйственного соглашения принят в  редакции, предложенной министерством, с исключением из границ  охотничьего угодья земель особо охраняемой природной территории  федерального значения Национальный парк "Нечкинский", земель населенных  пунктов; пункт 5.1 охотхозяйственного соглашения принят в редакции,  предложенной Министерством: "Охотпользователь при заключении  охотхозяйственного соглашения единовременно вносит плату за заключение  такого Соглашения, определяемую как произведение ставки платы за единицу  площади охотничьего угодья, установленной Постановлением Правительства  Российской Федерации от 30.06.2010 N 490 "О ставках платы за единицу  площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений  без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных  соглашений", и площади охотничьего угодья, указанной в пункте 2.1.2.  настоящего соглашения, исключая площадь предоставленных в аренду и  расположенных в границах охотничьего угодья лесных участков, указанных в  пункте 2.2.1. настоящего соглашения, площадь земель особо охраняемой  природной территории федерального значения Национальный парк  "Нечкинский"; пункт 5.2 охотхозяйственного соглашения также принят в  редакции, предложенной министерством: "Размер платы за заключение  Соглашения составляет 1 149 470 (один миллион сто сорок девять тысяч  четыреста семьдесят) рублей", так же как и пункт 9.2.7: "проводить  внутрихозяйственное охотустройство и утверждать схему использования и  охраны охотничьего угодья в порядке, установленном уполномоченным  федеральным органом исполнительной власти не реже 1 раза в 10 лет".

Разногласия, возникшие между Сарапульским общество охотников и  рыболовов и министерством при заключении охотхозяйственного соглашения  на право пользования земельными участками и лесными участками и право на  добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья Сарапульского  охотничьего хозяйства урегулированы следующим образом: пункт 2.1.1. 


охотхозяйственного соглашения принят в редакции, предложенной  министерством, с исключением из границ охотничьего угодья земель особо  охраняемой природной территории федерального значения Национальный парк  "Нечкинский", земель населенных пунктов.

Пункт 5.1 охотхозяйственного соглашения принят в редакции,  предложенной министерством: "Охотпользователь при заключении  охотхозяйственного соглашения единовременно вносит плату за заключение  такого соглашения, определяемую как произведение ставки платы за единицу  площади охотничьего угодья, установленной постановлением Правительства  Российской Федерации от 30.06.2010 N 490 "О ставках платы за единицу  площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений  без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных  соглашений", и площади охотничьего угодья, указанной в пункте 2.1.2.  настоящего соглашения, исключая площадь предоставленных в аренду и  расположенных в границах охотничьего угодья лесных участков, указанных в  пункте 2.2.1. настоящего соглашения, площадь земель особо охраняемой  природной территории федерального значения Национальный парк  "Нечкинский"; пункт 5.2 охотхозяйственного соглашения принят в редакции,  предложенной Министерством: "Размер платы за заключение Соглашения  составляет 1 582 080 (один миллион пятьсот восемьдесят две тысячи  восемьдесят) рублей", равно как и пункт 9.2.7: "проводить  внутрихозяйственное охотустройство и утверждать схему использования и  охраны охотничьего угодья в порядке, установленном уполномоченным  федеральным органом исполнительной власти не реже 1 раза в 10 лет".

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской  Федерации, заявители просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты,  приняв новое решение, ссылаясь на существенное нарушение норм  материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалоб заявители указывает, что суды неверно  определили характер правоотношений, которые с вязаны исключительно с  заключением охотхозяйственных соглашений, а не с разрешением спорных  территориальных притязаний сторон.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды  Удмуртской Республики имеет полномочия для заключения  охотхозяйственных соглашений с Воткинским и Сарапульским обществами  охотников и рыболовов.

Эти полномочия предоставлены ответчику для заключения им  охотхозяйственного соглашения не в отношении территорий национального  парка «Нечкинский», а в отношении территории Воткинского и Сарапульского  охотничьих хозяйств, то есть территорий, границы которых определены Указом  Главы Удмуртской Республики от 25.04.2016  № 82 и согласованы м  Минприроды РФ. К том у же признаны законными в части описания границ  данных территорий Апелляционным Определением судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда РФ от 16.08.2017 по делу  № А43- АПГ17-5.


Заявители полагают, что в пунктах 2.1.1 спорных охотхозяйственных  соглашений суды, делая исключения из границ охотнитчьих угодий, допустили  нарушения действующего отраслевого законодательства в области охоты.

Исходя из фактических обстоятельств и имеющихся доказательств  следует, что раздел II спорных охотхозяйственных отношений содержит в себе  сведения об описании границ охотничьего угодья, которые в свою очередь  соответствуют статье 39 Федерального закона «Об охоте…»,Приказу  Минприроды РФ  № 335 от 31.08.2010 «Об утверждении порядка составления  схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории  субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составку и  структуре» и Приказу Минприроды РФ  № 306 от 06.08.2010 «Об утверждении  требований к описанию границ охотничьих угодий», а также Указу Главы УР  от 25.04.2016  № 82, то есть нормативным актам, регулирующим формирование  схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории  субъекта РФ».

Однако в противоречие вышеуказанным нормативным актам суды  согласились с позицией ответчика, в связи с чем в редакции пунктов 2.1.1  раздела II спорных охотхозяйственных соглашений была включена  формулировка, в соответствии с которой из границ охотничьих угодий были  исключены земли особо охраняемой природной территории федерального  значения Национальный парк «Нечкинский».

Утверждая спорные пункты охотсоглашений в редакции ответчика, суды  фактически изменили текст Указа Главы УР от 25.04.2016  № 82 в части  описания границ спорных охотничьих хозяйств и их площади, что в свою  очередь создало характер неопределенности.

Суды не определили, какой именно размер площади охотничьего угодья,  указанной в пунктах 2.1.2 и утвержденной Указом Главы УР от 25.04.2016  № 82  необходимо исключить за счет земель ООПТ «Национальный парк  «Нечкинский».

Суды, устанавливая в пунктах 2.1.1 исключения из площади охотничьего  угодья, не дали обоснования уменьшения размера платы за заключение  спорных охотхохяйственных соглашений. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационных жалоб и принятых по делу судебных  актов оснований, по которым жалобы могут быть переданы для рассмотрения в 


судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, Воткинское и Сарапульское общества  охотников и рыболовов являются обладателями долгосрочных лицензий на  пользование объектами животного мира серии ХХ N 0185 от 12.04.2001 сроком  действия по 12.04.2026 и серии ХХ N 0205 от 16.05.2005 сроком действия по  16.05.2030 соответственно, с разрешенным видом пользования животным  миром: охота.

Границы и площадь территории, необходимой для осуществления  пользования животным миром, определены в приложениях к долгосрочным  лицензиям.

На основании постановления Правительства Удмуртской Республики от  26.06.2000 N 623 Министерство и Воткинское общество охотников и рыболовов  заключили типовой договор о предоставлении в пользование территорий и  акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного  мира, отнесенными к объектам охоты сроком на 21 год, общей площадью 124,7  тысяч гектар.

В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики  от 04.02.2008 N 19 Управление охраны фауны Удмуртской Республики и  Сарапульское общество охотников и рыболовов заключили договор от  09.04.2008 N 02/08 о предоставлении в пользование территорий и акваторий,  необходимых для осуществления пользования объектами животного мира,  отнесенными к объектам охоты сроком на 25 лет, общей площадью 164 605  гектар.

В связи с принятием Закона об охоте Воткинское общество охотников и  рыболовов 07.02.2017 и Сарапульское общество охотников и рыболовов  11.04.2017 обратились в Министерство с заявлениями на заключение  охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона в отношении  охотничьих угодий Воткинского и Сарапульского охотничьих хозяйств сроком  на 49 лет.

Министерство 07.11.2017 направило в адрес истцов для подписания  проекты охотхозяйственных соглашений.

Не согласившись с предложенной Министерством редакцией отдельных  пунктов охотхозяйственных соглашений, истцы 07.12.2017 направили в адрес  ответчика протоколы разногласий.

Министерство отказалось от заключения охотхозяйственных соглашений  на предложенных истцами условиях, направив им протоколы урегулирования  разногласий.

Разногласия сторон, возникшие при заключении охотхозяйственного  соглашения (по пунктам 2.1.1, 5.1, 5.2, 9.2.7) на право пользования земельными  участками и лесными участками и право на добычу охотничьих ресурсов в  границах охотничьих угодий Воткинского и Сарапульского охотничьих  хозяйств послужили основанием для обращения в арбитражный суд с  рассматриваемым иском об урегулировании спора.


Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворяя исковые  требования и признавая правомерным принять пункты 2.1.1, 5.1, 5.2, 9.2.7  охотхозяйственных соглашений в предложенной министерством редакции,  руководствовались пунктами 1, 4 статьи 421, пунктом 1 статьи 432, пунктом 1  статьи 445, пунктом 2 статьи 445, статьей 446 Гражданского кодекса  Российской Федерации, Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо  охраняемых природных территориях", Закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О  животном мире", Закона об охоте.

Рассмотрев разногласия сторон при заключении охотхозяйственных  соглашений по пункту 2.1.1, суды установили, что названный пункт, содержит  описание границ охотничьих угодий Воткинского и Сарапульского охотничьих  хозяйств в состав которых входят земли особо охраняемой природной  территории федерального значения Национальный парк "Нечкинский".

Принимая пункт 2.1.1 в редакции, предложенной министерством, с  исключением из границ охотничьих угодий земли национального парка  "Нечкинский", а также определяя размер платы за заключение  охотхозяйственного соглашения с Сарапульским охотничьим хозяйством  (пункты 5.1 и 5.2 соглашения) путем исключения платы за предоставленные в  аренду и расположенные в границах Сарапульского охотничьего угодья лесные  участки, суды исходили из следующего.

Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо  охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых  природных территориях) к числу особо охраняемых природных территорий  отнесены национальные парки.

Национальный парк "Нечкинский" создан на основании принятого  постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.1997 N 1323 "О  создании в Удмуртской Республике национального парка "Нечкинский"  Федеральной службы лесного хозяйства России".

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской  Федерации (далее - Минприроды России) от 27.06.2017 N 322 утверждено  Положение о национальном парке "Нечкинский" (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения национальный парк, общей  площадью 20753 гектаров, расположен на территории Воткинского,  Завьяловского и Сарапульского муниципальных районов Удмуртской  Республики.

В приложении N 1 к указанному Положению установлены состав и  описание границ функциональных зон национального парка "Нечкинский".

Границы и особенности режима особой охраны национального парка  учитываются при разработке планов и перспектив экономического и  социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения  лесов, подготовке документов территориального планирования, проведения  лесоустройства и инвентаризации земель (пункт 6 Положения).

В силу подпункта "е" пункта 2 статьи 15 Закона об особо охраняемых  природных территориях на территориях национальных парков запрещается  любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и 


объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам  и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе  промысловая охота.

По сведениям карты-схемы функционального зонирования в границы  национального парка "Нечкинский", помимо заповедной и особо охраняемой  зон, входят рекреационная зона и зона хозяйственного назначения, на  территории которых допускается спортивная и любительская охота, а также  спортивное и любительское рыболовство (пункты 10.3 и 10.4 Положения,  приложение N 1 к Положению).

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона об охоте любительская и  спортивная охота осуществляется на особо охраняемых природных  территориях в соответствии с настоящим Федеральным законом и  законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 33 Закона об охоте Российская  Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской  Федерации полномочия по заключению охотхозяйственных соглашений (в том  числе организацию и проведение аукционов на право заключения таких  соглашений, выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за  исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых  природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную  книгу Российской Федерации).

Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов на особо охраняемых  природных территориях осуществляется природоохранными учреждениями,  предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных  территориях (подпункт "в" пункта 1 статьи 31 Закона об охоте, подпункт "д"  пункта 3.2. Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от  16.11.2010 N 512, пункт 3.1. Приказа Минприроды России от 29.08.2014 N 379).

Согласно пунктам 5, 7 Положения национальный парк "Нечкинский"  отнесен к ведению Минприроды России; управление национальным парком  осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением  "Национальный парк "Нечкинский" (далее - учреждение).

В соответствии с пунктом 13 Устава учреждения (утвержденного Приказом  Минприроды России от 20.05.2011 N 377) земля, водные объекты, недра,  растительный и животный мир, находящиеся на территории национального  парка, предоставляются учреждению в пользование (владение) на правах,  предусмотренных федеральными законами.

Учреждение вправе оказывать услуги по организации спортивного и  любительского рыболовства, а также по организации и проведению спортивной  и любительской охоты (подпункты 14, 15 пункта 23 Устава учреждения).  Охотничьи угодья, являющиеся предметом спорных охотхозяйственных  соглашений, включают в себя территорию национального парка "Нечкинский",  относящейся к особо охраняемым природным территориям федерального  значения. 


Судами правомерно указано, что охотхозяйственные соглашения не могут  быть заключены ответчиком в отношении земель особо охраняемой природной  территории национального парка "Нечкинский".

Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 14.03.2017,  оставленное без изменения апелляционным определением Верховного Суда  Российской Федерации от 16.08.2017, об отказе в удовлетворении требований  учреждения о признании недействующими пунктов 3.23, 3.34 Приложения 2,  пунктов 4.2, 17.1 Приложения к Схеме размещения, использования и охраны  охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики, утвержденной  Указом Главы Удмуртской Республики от 25.04.2016 N 82, и возложении  обязанности по исключению из границ охотничьих угодий территории  национального парка "Нечкинский", не противоречит вышеизложенной  правовой позиции, поскольку в пределах установленных нормативным  правовым актом охотничьих угодий земля, водные объекты, недра,  растительный и животный мир, находящиеся на территории национального  парка должны использоваться с учетом особенностей режима особой охраны  национального парка в соответствии с предоставленными учреждению  полномочиями.

Принимая пункты 5.1. и 5.2. охотхозяйственных соглашений в  предложенной министерством редакции, суды, руководствуясь положениями  статьи 71 Закона об охоте при заключении в льготном порядке (без проведения  торгов) охотхозяйственных соглашений с лицами, имеющими долгосрочные  лицензии на право пользование животным миром в соответствии с ранее  действовавшим законодательством, исходили из того, что предложенная  министерством редакция пунктов направлена на исключение внесения двойной  платы за заключение соглашений, предоставляющих права на использование  лесного участка для ведения охотхозяйственной деятельности, и реализацию  принципов соразмерности и справедливости ее взимания.

При этом судами было учтено, что площадь арендованного Сарапульским  охотничьим хозяйством лесного участка не соответствует (меньше) площади  охотничьих угодий по охотхозяйственному соглашению, поэтому Сарапульское  общество охотников и рыболовов от единовременного внесения платы за  заключение охотхозяйственного не освобождается, исходя из принципа  платности пользования охотничьими ресурсами. В то время как размер платы  определяется с учетом площади охотничьего угодья Сарапульского  охотничьего хозяйства, превышающей площадь арендуемого лесного участка.

Приняв во внимание, что на стадии заключения охотхозяйственных  соглашений у сторон фактически возникли разногласия относительно  периодичности проведения внутрихозяйственного охотустройства, суды сочли  необходимым внести в отношения сторон правовую определенность и  урегулировать возникшие разногласия, установив на основании положений  статьи 314 ГК РФ и в порядке статей 445, 446 ГК РФ разумный срок для  проведения лицом, заключающим охотхозяйственное соглашение,  внутрихозяйственного охотустройства- не реже 1 раза в 10 лет.


Доводы заявителей жалоб не подтверждают существенных нарушений  норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

 Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационных жалоб общественной организации  «Воткинское районное общество охотников и рыболовов» и общественной  организации «Сарапульское районное общество охотников и рыболовов» для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.С. Чучунова