ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 17АП-3125/2021 от 17.11.2021 Верховного Суда РФ

[A1] ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 309-ЭС21-21549

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва17 ноября 2021 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,  рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества «Свинокомплекс  «Уральский» на решение Арбитражного суда Свердловской области 

от 20.01.2021 по делу  № А60-53495/2020, постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 09.04.2021 и постановление  Арбитражного суда Уральского округа от 22.07.2021 по тому же делу

по заявлению акционерного общества «Свинокомплекс «Уральский»  (далее – общество) к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной  службы по надзору в сфере природопользования (далее – управление) о  признании незаконным и отмене приказа от 17.08.2020  № 856, обязании выдать  обществу документ об утверждении нормативов образования отходов и  лимитов на их размещение для объекта, оказывающего негативное воздействие  на окружающую среду «Ферма  № 2» (код 65-0166-000761-П) без норматива на  отход образования отхода «Навоз свиней свежий» (код 1 12 510 01 33 3), либо  обязании принять положительное решение и включить в документ об  утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для  объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду «Ферма   № 2» (код 65-0166-000761-П) норматив на отход образования отхода «навоз  свиней свежий» (код 1 12 510 01 33 3),

установила:

решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2021,  оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного 


[A2] апелляционного суда от 09.04.2021 и постановлением Арбитражного суда  Уральского округа от 22.07.2021, в удовлетворении заявленных требований  отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, дополнении к ней общество просит об отмене принятых судебных  актов, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и  процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам спора.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы, дополнения отсутствуют.

Как следует из судебных актов, общество обратилось в управление с  заявлением о выдаче документа об утверждении нормативов образования  отходов и лимитов на их размещение на объектах I категории, ферма  № 2 

АО «Свинокомплекс «Уральский».

Управлением были выявлены основания для приостановления  предоставления государственной услуги по утверждению нормативов  образования отходов и лимитов на их размещение.

Общество представило в управление исправленный Проект НООЛР,  приложив пояснения по использованию навоза свиного.

Приказом управления от 17.08.2020  № 856 обществу отказано в  утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по  причине наличия неточностей и неполноты сведений, содержащихся в проекте  НООЛР; неустранении заявителем замечаний к проекту, а именно: в разделе  проекта «Сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или)  обезвреживании отхода «навоз свиной свежий» не представлены сведения о  предлагаемом ежегодном использовании и (или) обезвреживании отхода  «Навоз свиной свежий» (код 1 12 510 01 33 3), обоснование количества  предлагаемого ежегодного использования и (или) обезвреживания отхода,  сведения о номере и дате выдачи лицензии на деятельность по сбору, 


[A3] транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению  отходов I - IV классов опасности, не устранено. 

Несогласие с данным приказом явилось основанием для обращения  общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и  взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона 

от 24.06.1998  № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,  Федерального закона от 10.01.2002  № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,  Федерального закона от 19.07.1997  № 109-ФЗ «О безопасном обращении с  пестицидами и агрохимикатами», Порядком ведения государственного кадастра  отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011  № 792,  Порядком проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от  16.08.2013  № 712, принимая во внимание обстоятельства, установленные  решением Свердловского областного суда от 14.02.2018 по делу  № 73-40/2018,  суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания  недействительным оспариваемого приказа.

Суды исходили из того, что в процессе производственной деятельности  общества образуются отходы, которые включены в Федеральный  классификационный каталог отходов, в связи с чем у заявителя имеются  предусмотренные действующим законодательством обязанности по учету в  инвентаризации отходов всех видов отходов производства и потребления,  установлению нормативов образования и лимита на размещение на все виды  образующих и размещаемых/накапливаемых отходов производства и  потребления, а также по составлению паспортов опасных отходов,  образующихся в производственной деятельности.

То обстоятельство, что общество использует свиной навоз в виде  органического удобрения в соответствии с полученным сертификатом, не  опровергает факт образования в процессе деятельности общества спорного  отхода и не освобождает общество от исполнения установленных  действующим законодательством обязанностей.

Вместе с тем, в представленном обществом проекте отсутствуют  сведения о предлагаемом ежегодном использовании и (или) обезвреживании  отхода «навоз свиной свежий» (код 1 12 510 01 33 3), его предполагаемого  ежегодного использования и (или) обезвреживания отхода, сведения о номере и  дате выдачи лицензии на деятельность по сбору, транспортированию,  обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов  опасности.


[A4] Свежий свиной навоз, являясь, в том числе, сырьем для органического  удобрения, не перестает быть отходом, поскольку входит в Федеральный  классификационный каталог отходов и является отходом III класса опасности.

Ссылка общества на письма Министерства природных ресурсов и  экологии Российской Федерации от 05.05.2016  № 04-12-27/9376 и  Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.08.2016 

 № ВА-14-27/8782 подлежит отклонению, поскольку данные письма не  отменяют и не изменяют указанные требования Закона об отходах  производства и потребления и Закона об охране окружающей среды.

Доводы общества были предметом рассмотрения судов, получили  надлежащую правовую оценку, не подтверждают существенного нарушения  судами норм материального и (или) процессуального права, а свидетельствуют  о несогласии заявителя с выводами судов, что не является основанием для  изменения или отмены оспариваемых судебных актов.

При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить  основанием для передачи заявления на рассмотрение в порядке кассационного  производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья

определила:

отказать акционерному обществу «Свинокомплекс «Уральский» в  передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда М.В. Пронина  Российской Федерации