ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 17АП-6684/2015 от 05.04.2016 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 309-КГ16-2089

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 05 апреля 2016 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив  кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая  компания "РЭМП Железнодорожного района" на решение Арбитражного суда  Свердловской области от 02.04.2015 по делу № А60-54087/2014, постановление  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 и  постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.12.2015 по тому же  делу, 

по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания  "РЭМП Железнодорожного района" (г. Екатеринбург, далее - общество 

"УК" РЭМП Железнодорожного района") к Управлению Государственной  жилищной инспекции Свердловской области (г. Екатеринбург, далее -  жилищная инспекция) 

о признании недействительным предписания от 10.10.2014 № 29-11-03- 89/102 об устранении выявленных нарушений в части проведения  корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2012,  2013 годы собственникам жилых помещений в многоквартирном доме № 11,  расположенном по адресу: <...> 

установил:

решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.04.2015,  оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 21.07.2015 и постановлением Арбитражного суда  Уральского округа от 23.12.2015, в удовлетворении заявленных требований  отказано. 


Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество "УК"  РЭМП Железнодорожного района" обратилось с кассационной жалобой в  Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на существенные нарушения  судами норм материального и процессуального права. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных  жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче  кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают  существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным  основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или)  для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на  судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела. 

Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты,  судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии  оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная  жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Как следует из содержания принятых по делу судебных актов и  установлено судами, общество "УК" "РЭМП Железнодорожного района"  является управляющей компанией и исполнителем коммунальных услуг в  многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>, где с 10.10.2010 установлен и допущен в  эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии. 

Жилищной инспекцией проведена внеплановая документарная проверка  общества "УК "РЭМП Железнодорожного района", осуществляющего  предоставление коммунальных услуг потребителям по адресу: <...>. 

По результатам проведенной проверки, жилищной инспекцией сделан  вывод о нарушении обществом "УК "РЭМП Железнодорожного района"  порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление", а также о  непроведении корректировки платы за коммунальную услугу "отопление"  исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии за 2012, 2013  годы. 

По результатам проверки составлен акт проверки от 10.10.2014

 № 29-11-02-102, в отношении общества "УК "РЭМП Железнодорожного  района" вынесено предписание от 10.10.2014 № 29-11-03-89/102 в соответствии  с пунктом 1 которого общество "УК "РЭМП Железнодорожного района" в срок  до 15.12.2014 должно провести корректировку размера платы за коммунальную  услугу "отопление" за 2012, 2013 годы по многоквартирному дому № 11,  расположенному по указанному адресу и обеспечить надлежащее техническое 


состояние и постоянную работоспособность общедомового прибора учета  тепловой энергии. 

Не согласившись с данным предписанием в части проведения  корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за 2012,  2013 годы, общество "УК "РЭМП Железнодорожного района" обратилось в  арбитражный суд с настоящим заявлением. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных  лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и  действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно  возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных  правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих  публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном  заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных  положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает  их соответствие закону или иному нормативному правовому акту,  устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли  оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия  (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение  и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Таким образом, для признания незаконными решений, действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо  наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств:  несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и  нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности. 

 В соответствии с частью 5 статьи 200, частью 1 статьи 65 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания  соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному  нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих  полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств,  послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на  орган или лицо, которые приняли акт. 

При этом каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать  обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и  возражений. 


В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской  Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из  объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям  приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления  коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за  исключением нормативов потребления коммунальных услуг по  электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной  власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012

 № 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по  отоплению на территории Свердловской области в 2012 - 2014 годах" расчет  размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории  Свердловской области в 2012 - 2014 годах установлен в соответствии с  Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными  постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, с  учетом нормативов потребления тепловой энергии на отопление,  действовавших по состоянию на 30.06.2012. 

В соответствии с подпунктом "б" пункта 21, пункта 22 Правил  предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307  при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми)  приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных)  приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для  отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения   № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год  корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3  пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам. 

При оборудовании многоквартирного дома коллективными  (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в  многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг  исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. 

Пунктами 9.10, 9.12 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя,  утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 

После восстановления работоспособности узла учета тепловой энергии и  теплоносителя потребителя допуск его в эксплуатацию осуществляется в  соответствии с положениями раздела 7 настоящих Правил, о чем составляется  акт по Приложению 5. 


В соответствии с пунктами 6, 68, 31, 76, 77 Правил коммерческого учета  тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением  Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, акт ввода в  эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета  тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества  тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой  измерительной информации с даты его подписания. 

Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих  Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии,  теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета  (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета. 

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем  допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов  учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором  сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью  потребителя. 

Время выхода из строя узла учета, установленного на источнике тепловой  энергии, фиксируется записью в журнале показаний приборов учета. 

Представитель владельца источника тепловой энергии обязан также  сообщить в теплосетевую организацию и единую теплоснабжающую  организацию данные о показаниях приборов учета на момент их выхода из  строя. 

Исследовав и оценив, в соответствии с положениями 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, представленные по делу  доказательства, установив отсутствие доказательств, подтверждающих  некорректное определение общедомовым прибором учета потребленного  объема тепловой энергии, непроведение обществом "УК"РЭМП  Железнодорожного района" в соответствии с действующим законодательством  корректировки платы за 2012, 2013 годы, в результате чего собственникам  жилых помещений излишне начислена плата за коммунальную услугу  "отопление", суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований  для удовлетворения заявленных требований. 

Доводы заявителя были предметом исследования судов и им дана  надлежащая правовая оценка. 

Иная оценка заявителем обстоятельств спора, не подтверждает  существенных нарушений судами норм материального и процессуального  права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для  пересмотра судебных актов в кассационном порядке. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья 

определил:

в передаче кассационной жалобы закрытого акционерного общества  "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" для рассмотрения 


в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации отказать. 

Судья Верховного Суда  Российской Федерации В.В. Попов