ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 17АП-9198/18 от 22.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 309-ЭС19-6747

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва22 июля 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу Департамента  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому  федеральному округу на постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 14.11.2018 по делу Арбитражного суда Свердловской  области  № А60-30497/2018 и постановление Арбитражного суда Уральского  округа от 30.01.2019 по тому же делу 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФОРЭС»  (далее – общество) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Уральскому федеральному округу (далее –  департамент) о признании недействительными предписаний от 08.05.2018 

 №№ 03-04-15/2-2018-1, 03-04-15/2-2018-2,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно  предмета спора, - Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура  (далее – прокуратура), 

установил:


решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.08.2018 в  удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

от 14.11.2018 решение суда первой инстанции от 13.08.2018 отменено.  Заявленные требования удовлетворены. Суд обязал департамент устранить  допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30.01.2019  постановление суда апелляционной инстанции от 14.11.2018 оставлено без  изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, департамент просит постановление суда апелляционной инстанции  и постановление суда кассационной инстанции отменить, оставить в силе  решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм  материального права. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов по материалам истребованного дела не установлено оснований,  по которым жалобы могут быть переданы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.


Как установлено судами и следует из судебных актов, прокуратурой  совместно со специалистами департамента и Федерального государственного  бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических  измерений по Уральскому федеральному округу» (далее – ФГБУ «ЦЛАТИ по  УФО») была проведена проверка соблюдения обществом законодательства об  охране атмосферного воздуха, в ходе которой произведен отбор проб  загрязняющих веществ, содержащихся в атмосферном воздухе на выпуске из  цеха обжига пропантов.

Согласно результатам лабораторных исследований и экспертному  заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» установлено наличие превышений  нормативов предельно допустимых выбросов, а также установлен факт выброса  в атмосферу не предусмотренного проектом предельно допустимых выбросов  вредных загрязняющего вещества.

Постановлением прокурора от 19.04.2018 в отношении общества  возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном  частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее – КоАП РФ). Указанное постановление направлено в  департамент для рассмотрения дела об административном правонарушении.  Также природоохранной прокуратурой в отношении общества вынесено  представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.

Департаментом были рассмотрены материалы об административном  правонарушении. Постановлением от 15.05.2018  № 03-04-15/2-2018 общество  признано виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, с назначением наказания в  виде штрафа в сумме 85 000 рублей.

Кроме того, департаментом обществу выданы предписания от 08.05.2018   №№ 03-04-15/2-2018-1, 03-04-15/2-2018-2, согласно которым общество обязано  в срок до 01.07.2018 ограничить выброс вредных (загрязняющих) веществ в  атмосферный воздух: азота оксид, азота диоксид, пыль (взвешенные частицы)  до уровня, установленного разрешением на выброс вредных (загрязняющих) 


веществ в атмосферный воздух и приостановить выброс вредного  (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух: серы диоксид.

Не согласившись с предписаниями департамента, общество обратилось в  арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований общества о признании  недействительными указанных предписаний, суд первой инстанции  руководствовался положениями Федерального закона от 10.01.2002  № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды),  Федерального закона от 04.05.1999  № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»  (далее – Закон об охране атмосферного воздуха), Положением об ограничении,  приостановлении или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ  в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный  воздух, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации  от 28.11.2002  № 847, Федеральным законом от 26.12.2008  № 294-ФЗ «О защите  прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального  контроля» (далее – Закон  № 294-ФЗ) и исходил из наличия законных оснований  для выдачи предписаний.

Отменяя решение суда первой инстанции и признавая оспариваемые  предписания недействительными, суд апелляционной инстанции, позицию  которого поддержал суд кассационной инстанции исходил из того, что  департаментом нарушена установленная законом процедура вынесения  предписаний.

Оспариваемые предписания вынесены департаментом в ходе производства  по делу об административном правонарушении, на основании постановления о  возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи  8.21 КоАП РФ, следовательно, департаменту необходимо было  руководствоваться положениями КоАП РФ, в соответствии с которыми выдача  предписания по результатам административного расследования не  предусмотрена. Статьей 29.13 КоАП РФ предусмотрено лишь право 


административного органа, рассматривающего дело об административном  правонарушении, при установлении причин административного  правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на внесение в  соответствующие организации и соответствующим должностным лицам  представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Суд кассационной инстанции также указал, что нормами КоАП РФ и  Законом  № 294-ФЗ установлены отличные друг от друга процедуры действий  должностных лиц, осуществляющих в том числе федеральный  государственный надзор в сфере природопользования, в случае выявления  нарушений законодательства. Как подчеркнул суд, само по себе наличие  полномочий у заинтересованного лица на выдачу предписаний не освобождает  должностных лиц государственного органа от соблюдения ими установленных  законом процедур выдачи (принятия) соответствующих актов.

Судами установлено, что в данном случае департамент не проводил  проверку общества в порядке, установленном Законом  № 294-ФЗ, специалисты  департамента только привлекались к проверке, проводимой прокуратурой.

Выдача предписаний вне процедуры проведения проверки общества по  правилам Закона  № 294-ФЗ является грубым нарушением действующего  законодательства и влечет признание оспариваемых предписаний  недействительным.

Кроме того, судами апелляционной и кассационной инстанций принято во  внимание, что, в связи с установлением в рамках прокурорской проверки  изложенных в оспариваемых предписаниях фактов нарушения  природоохранного законодательства, прокуратурой было внесено  представление об устранении имеющихся нарушений действующего  законодательства, которое в силу положений пункта 1 статьи 24 Федерального  закона от 17.01.1992  № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»  подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения  представления должны быть приняты конкретные меры по устранению  допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о 


результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной  форме.

Тем самым, прокуратурой по результатам проведенной проверки приняты  меры по пресечению и устранению выявленных нарушений обязательных  требований в области охраны атмосферного воздуха.

Иное толкование заявителем положений гражданского и  административного законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора  не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

Существенного нарушения норм материального права, а также требований  процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного  разбирательства, судами не допущено.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

отказать Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Уральскому федеральному округу в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации