ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 17АП-9210/19 от 06.04.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 309-ЭС20-2545

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва06 апреля 2020 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., рассмотрев  кассационную жалобу муниципального бюджетного образовательного  учреждения «Сивинская общеобразовательная школа-интернат» на  постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019  по делу  № А50П-185/2019 Арбитражного суда Пермского края - Постоянное  судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре и  постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.11.2019 по тому же  делу

по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения «Сивинская общеобразовательная школа-интернат» (далее –  школа-интернат, учреждение) к 23 Отделению надзорной деятельности и  профилактической работы по Сивинскому и Карагайскому муниципальным  районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы 

ГУ МЧС России по Пермскому краю (далее – отделение, административный  орган) о признании недействительным предписания от 14.12.2018  № 106/1/1 в  части установления срока для устранения выявленных нарушений до  15.07.2019, 

установила:

решением Арбитражного суда Пермского края - Постоянное судебное  присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 31.05.2019  заявленное требование удовлетворено.


Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

от 15.08.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда  Уральского округа от 28.11.2019, решение суда первой инстанции отменено, в  удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, учреждение просит об отмене судебных актов судов  апелляционной инстанции и округа, полагая их принятыми с нарушением норм  материального и процессуального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Изучив принятые по делу судебные акты, оценив доводы кассационной  жалобы заявителя, судья не находит оснований для ее передачи на  рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации, исходя из следующего.

Как усматривается из судебных актов, школа-интернат является  учреждением образования с круглосуточным пребыванием детей, осуществляет  свою деятельность в деревянных зданиях школы, столовой и интерната,  которые в соответствии с классификацией зданий по степеням огнестойкости  относятся к самой низкой степени огнестойкости – пятой.

В ходе проведенной в отношении учреждения проверки выявлены  нарушения требований пожарной безопасности.

По результатам проверки составлен акт от 14.12.2018  № 106 и выдано  предписание от 14.12.2018  № 106/1/1 об устранении нарушений требований  пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной  безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения  пожара, срок устранения нарушений установлен до 15.07.2019.

Не согласившись с предписанием в части установления срока для  устранения выявленных нарушений, учреждение обратилось в арбитражный  суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении спора суд первой инстанций пришел к выводу о том,  что оспариваемое предписание не отвечает требованиям исполнимости, 


поскольку при установлении срока устранения выявленных нарушений  административным органом не были учтены установленные законодательством  процедуры выделения и освоения бюджетных средств.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции,  учитывая установленные по делу обстоятельства, руководствовался  Федеральным законом от 21.12.1994  № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»,  Федеральным законом от 22.07.2008  № 123-ФЗ «Технический регламент о  требованиях пожарной безопасности», Федеральным законом от 26.12.2008 

 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и  муниципального контроля» (далее – Закон  № 294-ФЗ), Положением о  Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным  Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012  № 290 и  исходил из того, что оспариваемое предписание является законным, содержит  требования по устранению нарушений обязательных требований пожарной  безопасности, а также имеет разумный срок для устранения нарушений.

Как указал суд, согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона  № 294-ФЗ  должностные лица органа, проводившего проверку, в случае выявления при ее  проведении нарушений обязательных требований или требований,  установленных муниципальными правовыми актами, обязаны выдать  юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об  устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

При этом суд признал, что при установлении учреждению срока  устранения нарушений требований пожарной безопасности до 15.07.2019,  составляющего 7 месяцев с момента выдачи предписания, административным  органом были приняты во внимание характер выявленных нарушений, их  потенциальная опасность для жизни и здоровья детей, имущественное и  финансовое положение учреждения, организационные и технические условия,  влияющие на их устранение в соответствии с требованиями пункта 91  Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за  выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом  МЧС России от 30.11.2016  № 644, и Положения  № 290.

Кроме того суд отметил, что правом обратиться к заинтересованному лицу  с ходатайством о продлении срока исполнения предписания, надлежащим  образом обосновав указанную необходимость, учреждение не воспользовалось.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, учитывая  характер выявленных нарушений требований пожарной безопасности, 


существующую угрозу для жизни и здоровья детей, обучающихся в школе и  проживающих в интернате, при возникновении пожара, пришел к выводу об  отсутствии оснований для установления иного срока исполнения предписания.

Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

Довод учреждения о неисполнимости предписания в установленный срок  вследствие особенностей организационно-правовой формы и финансирования  учреждения, судами мотивировано отклонен.

Несогласие заявителя с выводами судов не подтверждает существенных  нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на  исход дела, а сводится к иной оценке доказательств и установленных судами  фактических обстоятельств спора, что в силу норм статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия Судебной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации не входит.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья

определила:

отказать муниципальному бюджетному образовательному учреждению  «Сивинская общеобразовательная школа-интернат» в передаче кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Т.В. Завьялова Российской Федерации