ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 17АП-9766/19 от 06.04.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 309-ЭС20-3804

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва06 апреля 2020 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив  кассационные жалобы Социально ориентированной Ассоциации «Бюро  помощи гражданам» (далее – СОА «Бюро помощи гражданам») и Управления  Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далееуправление, антимонопольный орган) на постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 и постановление  Арбитражного суда Уральского округа от 23.12.2019 по делу  № А60-3689/2019  Арбитражного суда Свердловской области

по заявлению Министерства социальной политики Свердловской области  (далее - министерство) о признании недействительными решения и  предписания антимонопольного органа от 27.12.2018 по жалобе 

 № 200/18.1-2018, решения и предписания от 17.01.2019 по делу  № 07-07/3/2018,  по встречному заявлению управления о возложении на министерство  обязанности по немедленному исполнению предписания от 27.12.2018 по  жалобе  № 200/18.1-2018 путем принятия всех зависящих от него мер по  аннулированию конкурса социально ориентированных некоммерческих  организаций на право получения из областного бюджета субсидий в 2018 году  на финансирование расходов, связанных с реализацией социально значимого  проекта «Помощь бездомным», путем отмены протокола заседания комиссии  по рассмотрению вопросов предоставления субсидий от 26.11.2018 (с учетом  объединения в одно производство дел  №№ А60-3689/2019, А60-7586/2019),

при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора – СОА «Бюро помощи гражданам»,  автономной некоммерческой организации «Уральский центр развития  гражданских инициатив и социального партнерства», Свердловской 


региональной общественной организации поддержки социальной деятельности  Екатеринбургской епархии «Православная служба милосердия», Министерства  финансов Свердловской области, Правительства Свердловской области,  Свердловской областной общественной организации «Реабилитационный  Центр «Держава»,

установил:

решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.05.2019 в  удовлетворении требований министерства отказано, встречные требования  антимонопольного органа удовлетворены. На министерство возложена  обязанность по исполнению предписания от 27.12.2018 по жалобе 

 № 200/18.1-2018.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 27.08.2019 решение суда первой инстанции отменено, требования  министерства удовлетворены, в удовлетворении встречных требований  управления отказано.

Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 23.12.2019  постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской  Федерации, СОА «Бюро помощи гражданам» и антимонопольный орган,  ссылаясь на существенные нарушения норм права, просят отменить  постановления судов апелляционной инстанции и округа, оставить в силе  решение суда первой инстанции.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра  судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационных жалоб и принятых по делу судебных  актов не установлено оснований, по которым жалобы могут быть переданы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как усматривается из судебных актов, решением антимонопольного органа  от 17.01.2019, принятым по результатам рассмотрения обращения 

СОА «Бюро помощи гражданам», установлен факт нарушения министерством  требований пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 

 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),  выразившийся в проведении конкурса на предоставление некоммерческим  организациям в 2017 году субсидии на финансовое обеспечение выполнения 


работ (оказания услуг), предусмотренных социально значимым проектом  «Помощь бездомным». Выдано соответствующее предписание.

Кроме того, решением управления от 27.12.2018  № 200/18.1- 2018 жалоба  СОА «Бюро помощи гражданам» на действия (бездействие) министерства,  совершенные при организации и проведении конкурса социально  ориентированных некоммерческих организаций на право получения из  областного бюджета субсидий в 2018 году на финансирование расходов,  связанных с реализацией социально значимого проекта «Помощь бездомным»,  признана обоснованной, министерство нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о  защите конкуренции. 

Выдано предписание об обязании министерство принять все зависящие от  него меры по аннулированию указанного конкурса путем отмены Протокола  заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления субсидий 

от 26.11.2018.

Считая ненормативные акты антимонопольного органа незаконными, 

министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующими  заявлениями, а управление заявило встречное требование о возложении на  министерство обязанности по немедленному исполнению предписания от  27.12.2018  № 200/18.1-2018.

Суд первой инстанции, не усмотрев оснований для признания  оспариваемых ненормативных актов недействительными, удовлетворил  встречное требование антимонопольного органа.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции,  руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации,  Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 28.12.2013  № 442-ФЗ  «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»,  Федерального закона от 12.01.1996  № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,  Закона Свердловской области от 27.01.2012  № 4-ОЗ «О государственной  поддержке некоммерческих организаций в Свердловской области»,  постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2017  № 541  «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным  правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим  организациям, не являющимся государственными (муниципальными)  учреждениями», постановлением Правительства Свердловской области 

от 21.10.2013  № 1265-ПП «Об утверждении государственной программы  Свердловской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание  населения Свердловской области до 2020 года», Порядком предоставления из  областного бюджета субсидий социально ориентированным некоммерческим  организациям, утвержденным постановлением Правительства Свердловской  области от 12.01.2015  № 5-ПП (далее - Порядок), пришел к выводу об  отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для выдачи  оспариваемых ненормативных актов, с чем согласился суд округа.

Суд апелляционной инстанции исходил из того, что действия  министерства соответствуют требованиям действующего законодательства и не  привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что 


является квалифицирующим признаком для констатации нарушения,  указанного в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Министерство  имело законные основания для предоставления субсидии на основании отбора,  проведенного в соответствии с Порядком.

Суд отметил, что осуществление закупок для государственных нужд и  предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим  организациям относятся к разным сферам деятельности органов  государственной власти субъекта Российской Федерации, имеющим как разные  предметы и объекты правового регулирования, так и разные механизмы  правового обеспечения.

Кроме того, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что по  результатам проведенной Министерством финансов Свердловской области  плановой выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства и  иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные  правоотношения, полноты и достоверности отчетности о реализации  государственных программ Свердловской области, в том числе отчетности об  исполнении государственных заданий за 2016, 2017 годы в министерстве,  нарушений процедуры проведения конкурсного отбора социально  ориентированных некоммерческих организаций, установленной Порядком в  целях предоставления субсидии из областного бюджета, не выявлено.

Ссылка СОА «Бюро помощи гражданам» на неправомерный отказ в  допуске к участию в конкурсе в связи с отсутствием сметы доходов и расходов  некоммерческой организации с указанием источников финансирования, в том  числе внебюджетных средств, которые некоммерческая организация планирует  привлечь на реализацию проекта, признается несостоятельной, поскольку  фактическим основанием для признания министерства нарушившим 

часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции послужили обстоятельства,  установленные при принятии решения по делу  № 07-07/3/2018 и выводы о том,  что само по себе проведение конкурса среди социально ориентированных  некоммерческих организаций на право получения из областного бюджета  субсидий в 2018 году на финансирование расходов, связанных с реализацией  социально значимого проекта «Помощь бездомным», по иным, чем  установленным Федеральным законом от 05.04.2013  № 44- ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд» правилам, является нарушением  антимонопольных требований к торгам.

Доводы заявителей относительно выводов судов не свидетельствуют о  неправильном применении ими норм материального и процессуального права,  повлиявшем на исход дела.

Несогласие заявителей с выводами судов, иная оценка ими фактических  обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона, не означают  допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и в силу статьи 291.6  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются  основанием для передачи жалоб на рассмотрение в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.


При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать Социально ориентированной Ассоциации «Бюро помощи  гражданам» и Управлению Федеральной антимонопольной службы по  Свердловской области в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.К.Антонова