ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 18АП-11762/2014 от 13.07.2015 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 309-КГ15-9266

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 13 июля 2015 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив  кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Республике Башкортостан (г. Уфа) на решение  Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.08.2014, постановление  Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 и  постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.04.2015 по делу   № А07-18333/2013, 

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Республике Башкортостан (далее - Управление  Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с  иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к открытому акционерному  обществу «Башкирская содовая компания» (далее – Общество) о взыскании  173 502 079 руб. в возмещение вреда водному объекту, причиненного  ответчиком в результате нарушения водного законодательства. 

 К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  федеральное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и  технических измерений по Приволжскому федеральному округу». 

Арбитражный суд Республики Башкортостан решением от 28.08.2014,  оставленным без изменения постановлениями Восемнадцатого арбитражного 


апелляционного суда от 10.12.2014 и Арбитражного суда Уральского округа  от 17.04.2015, в иске отказал. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, Управление Росприроднадзора, ссылаясь на нарушение судами  норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов  имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой  инстанции и постановления апелляционной и кассационной инстанций и  принять новый судебный акт. 

Податель жалобы указывает следующее: необоснован вывод судов о  недоказанности причинения Обществом вреда водному объекту; факт сброса  Обществом сточных вод с превышением установленных ответчику  нормативных показателей является доказательством загрязнения водного  объекта и свидетельствует о причинении вреда этому объекту. 

Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам  изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации  выносит либо определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации. 

Определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации судья  выносит в том случае, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают  существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным  основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или)  для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на  судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела. 

Изучив доводы жалобы и принятые по делу судебные акты, судья  Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи  жалобы Управления Росприроднадзора на рассмотрение в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации не имеется. 

Как установлено судами, открытое акционерное общество «Сода» (далее  – ОАО «Сода», правопредшественник Общества, водопользователь) и  Министерство природных ресурсов Республики Башкортостан заключили  договор пользования водным объектом (река Белая). ОАО «Сода» получило  разрешение от 27.08.2008 № 001/2008 на сброс загрязняющих веществ в  окружающую среду (водный объект) и лицензию на водопользование, согласно  которым водопользователь должен обеспечивать сброс сточных вод в реку  Белую с нормативным качеством, не превышающим утвержденных в  установленном порядке нормативов предельно допустимого сброса  загрязняющих веществ. 


Управление Росприроднадзора провело в период с 15.06.2010 по  12.10.2010 плановую документарную проверку в отношении ОАО «Сода» на  основании данных протоколов исследования проб воды реки Белой и пришло к  выводу о том, что водопользователь превысил предельно допустимые  концентрации загрязняющих веществ на утвержденных для него разрешением  от 27.08.2008 № 001/2008 трех (из шести) выпусках. 

Ссылаясь на то, что превышение предельно допустимых концентраций  загрязняющих веществ на утвержденных выпусках свидетельствует о  причинении вреда водному объекту (реке Белой), Управление  Росприроднадзора обратилось в 2013 году в арбитражный суд с настоящим  иском. Истец рассчитал размер вреда на основании приказ Министерства  охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации  (далее - Минприроды) от 13.04.2009 № 87 «Об утверждении Методики  исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие  нарушения водного законодательства». 

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002   № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) юридические  и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее  загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования  природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических  систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения  законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить  его в полном объеме в соответствии с законодательством. 

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) и статье 77 Закона № 7-ФЗ, толкование которых содержится в  пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности  за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»  (далее – постановление № 21), вред, причиненный окружающей среде,  подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен он в  результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности, за  исключением случаев, установленных статьей 1079 ГК РФ

В пунктах 40 и 41 постановления № 21 разъяснено, что при разрешении  исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,  судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его  последствия, выразившиеся в деградации естественных экологических систем,  истощении природных ресурсов и иных последствий; также судам следует  устанавливать причинную связь между совершенными деяниями и  наступившими последствиями или возникновением угрозы причинения  существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. 

Суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства,  пришли к выводу о том, что Управление Росприроднадзора не доказало  причинение вреда водному объекту в результате хозяйственной деятельности  правопредшественника Общества. 

Суды исходили из следующего.


Управление Росприроднадзора не установило негативных экологических  последствий превышения ответчиком нормативов сбросов загрязняющих  веществ в разрешенных точках выпуска, то есть факта причинения  экологического вреда. Истец не провел натурные обследования,  инструментальные определения, а также измерения и лабораторные анализы  концентрации загрязняющих веществ на выпусках в водный объект. В пробах  воды, отобранных аккредитованной лабораторией водопользователя, не  зафиксировано нарушений на выпусках непосредственно в водный объект.  Управление Росприроднадзора использовало результаты о составе сточных вод  не в месте их попадания непосредственно в водный объект, а на выпусках их в  очистные сооружения ответчика. Между тем такие результаты о составе вод не  являются показателями загрязнения водного объекта. В заключении судебной  экспертизы, назначенной судом по ходатайству Общества, по вопросу  правильности проведения расчета размера вреда сделан вывод о невозможности  определить размер ущерба, причиненного реке Белой, ввиду отсутствия  установленного факта его причинения. За превышение нормативов сбросов  загрязняющих веществ в водный объект пользователь водного объекта в силу  статьи 16 Закона № 7-ФЗ обязан внести повышенную плату в порядке и  размере, установленными соответствующим нормативным правовым актом  Правительства Российской Федерации. 

С учетом приведенных обстоятельств суды, правильно применив  положения пункта 1 статьи 1064, статьи 1082 ГК РФ, пункта 1 части 6 статьи 60  Водного кодекса Российской Федерации, статьи 1, статьи 16, пункта 1 и 3  статьи 77 Закона № 7-ФЗ, учитывая разъяснения, приведенные в пунктах 33, 35,  40, 41 постановления № 21, пришли к правомерному выводу о том, что  поскольку факт причинения ущерба водному объекту в результате  хозяйственной деятельности Общества не установлен и не определен размер  ущерба, не имеется законных оснований для удовлетворения иска Управления  Росприроднадзора. 

Доводам Управления Росприроднадзора о несоответствии  действительности выводов эксперта судами трех инстанций дана надлежащая  оценка. Отказ судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворении  ходатайства о назначении повторной экспертизы по делу не может являться  основанием для признания незаконными обжалуемых судебных актов с учетом  отсутствия надлежащих доказательств факта причинения ущерба водному  объекту в результате хозяйственной деятельности ответчика. 

Таким образом, доводы кассационной жалобы не подтверждают  существенных нарушений судами норм материального и процессуального  права, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, и  в силу статьи 291.6 АПК РФ не являются основанием для передачи жалобы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации 


о п р е д е л и л:

 отказать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Республике Башкортостан в передаче кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации И.Л. Грачева