ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 309-ЭС20-15392
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва20 октября 2020 года
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив кассационную жалобу Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан (далее – Администрация Благовещенского района, администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2019 по делу № А07-9915/2019, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2020 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.06.2020 по тому же делу
по заявлению администрации к Контрольно-счетной палате Республики Башкортостан (далее – КСП Республики Башкортостан, контрольно-счетная палата) о признании недействительным представления от 21.02.2019 № 4/19 в части нецелевого использования бюджетных средств на сумму 7584,80 тысяч рублей и принятия мер по возврату денежных средств, использованных не по целевому назначению,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан (далее – Администрация города Благовещенска), общество с ограниченной ответственностью «Уралагротехсервис» (далее - ООО «Уралагротехсервис»),
установила:
решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2019, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2020 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25.06.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Администрация Благовещенского района просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на существенное нарушение судами норм права, ошибочную оценку обстоятельств спора. По мнению администрации, конкретные возведенные объекты в рамках работ по благоустройству площади Городского Дворца культуры в городе Благовещенске не имеют значения для определения целевого характера использования средств субсидии. Целью финансирования из федерального бюджета и бюджета субъекта Республики Башкортостан являлось благоустройство конкретных территорий, поименованных в муниципальной программе, что и было осуществлено Администрацией города Благовещенска. Администрация также указывает, что в дело не приведено доказательств тому, что денежная сумма, потраченная на обустройство фонтана, профинансирована за счет средств федерального и областного бюджета. Судами не учтено, что работы по муниципальному контракту оплачивались также из бюджета городского поселения города Благовещенска.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке при изучении доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из судебных актов, на основании соглашения от 30.03.2018 № 80615000-1-2018-001, заключенного с Министерством жилищно- коммунального хозяйства Республики Башкортостан, бюджету муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан выделена субсидия в размере 13 196 600 рублей на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды.
Впоследствии по соглашению от 17.04.2018 № 2, заключенному между Администрацией Благовещенского района и Администрацией города Благовещенска, указанная субсидия предоставлена из бюджета района бюджету городского поселения городу Благовещенску в целях непосредственно заключения и оплаты муниципальных контрактов на выполнение работ по благоустройству городского поселения в соответствии с муниципальной программой.
КСП Республики Башкортостан провела в отношении Администрации Благовещенского района проверку законности расходования средств межбюджетных трансфертов, в ходе которой установила факт нецелевого использования средств указанной субсидии на сумму 7584,80 тысяч рублей, израсходованную на мероприятия, не предусмотренные муниципальной программой (установка фонтана на площади Городского Дворца культуры в городе Благовещенске).
По факту выявленного нарушения контрольно-счетная палата выдала администрации представление от 21.02.2019 № 4/19, в котором предложено принять конкретные меры по его устранению, а также рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 28, 38, 162, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии в действиях Администрации Благовещенского района вмененного нарушения и о законности обжалуемого представления.
Судами установлено, что соглашением от 30.03.2018 № 80615000-1-2018- 001 определены конкретные направления расходования средств субсидии. Согласно пункту 1.2 соглашения предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с перечнем мероприятий, утвержденным постановлением администрации от 23.01.2018 № 50 «Об утверждении муниципальной
программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан» (приложение № 1 к соглашению). В указанной программе в числе территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству, указана площадь Городского Дворца культуры с территорией 3336 кв. м и виды выполняемых работ: устройство брусчатой плитки, ремонт проезда, установка малых архитектурных форм (скамейки, урны).
Поскольку установка фонтана на площади перечнем мероприятий, софинансируемых за счет субсидии, не предусмотрена, суды согласились с выводами контрольно-счетной палаты о том, что соответствующие расходы произведены в нарушение требований бюджетного законодательства.
Приняв во внимание, что в соответствии с соглашением от 30.03.2018 № 80615000-1-2018-001 Администрация Благовещенского района приняла на себя обязательство обеспечить контроль за расходованием средств субсидии ее получателем – городским поселением городом Благовещенском, суды признали ее надлежащим субъектом совершенного нарушения.
Конкретные суммы нарушения установлены контрольно-счетной палатой на основе перечня работ, предусмотренных муниципальным контрактом от 20.07.2018 № 75, заключенным с ООО «Уралагротехсервис» на капитальный ремонт площади перед зданием Городского Дворца культуры, справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3 (с указанием источников финансирования – средства бюджета Российской Федерации, бюджета Республики Башкортостан, муниципального бюджета), платежных поручений. С учетом представленных доказательств расчет суммы нарушения признан судами обоснованным.
Содержание судебных актов показывает, что судами полно и всесторонне исследованы юридически значимые обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, основанная на правильном применении норм права.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм права, направлены на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств по делу, что в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в жалобе не содержится.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отказать Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации