ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 18АП-5268/2016 от 13.01.2017 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 № 309-ЭС16-18491

г. Москва 13 января 2017 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтова Н.А.,  изучив кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской  Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области  (ответчик, г. Челябинск, далее – управление) на решение Арбитражного суда  Челябинской области от 29.03.2016 по делу № А76-25193/2015, постановление  Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 и  постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2016 по тому же  делу по иску федерального государственного бюджетного учреждения  здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального  медико-биологического агентства» к управлению о взыскании  234 435 рублей задолженности за оказанные медицинские услуги с участием в  качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора, федерального казенного учреждения  «Специализированное управление Федеральной противопожарной службы № 7  Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и  Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  (с учетом изменений), 

установил:

решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.03.2016,  оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 30.05.2016 и постановлением Арбитражного суда 


Уральского округа от 22.09.2016, иск удовлетворен в связи с установлением  факта оказания услуг на спорную сумму и отсутствием нарушения порядка  оказания медицинской помощи сотрудникам ответчика. 

В кассационной жалобе управление просит о пересмотре указанных  судебных актов как незаконных, ссылаясь на предъявление иска к  ненадлежащему ответчику и непривлечение в качестве субсидиарного  ответчика МЧС России как главного распорядителя бюджетных средств,  нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных  нужд, неправомерное взыскание государственной пошлины. 

В силу части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной  коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке  кассационного производства являются существенные нарушения норм  материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов. 

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в  коллегиальном судебном заседании по доводам, изложенным подателем  жалобы, не установлено. 

Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона «О статусе  военнослужащих» расходы, связанные с оказанием медицинской помощи  военнослужащим в медицинских организациях государственной системы  здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются за  счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели  федеральным органам исполнительной власти 

При этом в силу пункта 2 Правил возмещения медицинским  организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения  расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004   № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного  обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям  военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их  семей» расходы организаций здравоохранения на оказание медицинской  помощи военнослужащим возмещаются территориальным органом  соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте  Российской Федерации, где проходят военную службу военнослужащие,  каковым в рассматриваемом споре является управление, по тарифам,  действующим на территории соответствующего субъекта Российской  Федерации (в организации здравоохранения) на момент оказания медицинской  помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным  органом федерального органа исполнительной власти и организацией  здравоохранения. 


Довод управления об оказании истцом медицинской помощи на спорную  сумму при отсутствии обязательства, установленного государственным  контрактом, в обоснование невозникновения у управления обязанности по ее  оплате неоснователен. 

Независимо от наличия контракта или договора медико-санитарная часть,  имея статус государственного бюджетного учреждения здравоохранения, в  силу названных Правил является субъектом правоотношений по оказанию  сотрудникам МЧС услуг, подлежащих оплате за счет бюджетных средств. 

Поскольку истцом оказаны услуги во взыскиваемой сумме, ответчик в  силу положений статей 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации  обязан их оплатить, и недостаток бюджетных средств, выделенных ранее на эти  цели, не является основанием для неисполнения данной обязанности. 

Довод заявителя о неосновательном взыскании с него государственной  пошлины противоречит статье 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации о возмещении стороной, за счет которой удовлетворены  требования, понесенных истцом судебных расходов. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

определил:

отказать Главному управлению Министерства Российской Федерации по  делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий по Челябинской области в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда  Российской Федерации Н.А. Ксенофонтова