ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 19АП-3160/2014 от 15.06.2015 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 310-КГ15-2914

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 15.06.2015 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г.,  изучив кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной  службы по Белгородской области (г. Белгород; далее – антимонопольная  служба (орган), управление) от 24.02.2015 № 729/3 и ФИО1 на решение Арбитражного суда Белгородской области  от 08.04.2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного  суда от 01.07.2014, постановление Арбитражного суда Центрального округа  от 25.12.2014 по делу № А08-7497/2013 по заявлению открытого акционерного  общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» -  «Белгородэнерго» (г. Белгород; далее – сетевая компания) о признании  недействительными решения и предписания антимонопольной службы  от 04.10.2013 по делу № 238-13-АЗ о нарушении антимонопольного  законодательства, 

установила:

решением Арбитражного суда Белгородской области от 08.04.2014,  оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 01.07.2014 и постановлением Арбитражного суда  Центрального округа от 25.12.2014, заявленные сетевой компанией требования  удовлетворены. 

В кассационных жалобах заявители ссылаются на неправильное  применение судами норм материального права; выражают несогласие с  выводами судов и указывают, что действия сетевой компании нарушают  антимонопольное законодательство. 


Изучив жалобы, приложенные к ним документы и материалы дела   № А08-7497/2013, судья считает, что оснований для их передачи для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской не имеется. 

Судами установлено, что в антимонопольную службу обратился  ФИО1 с жалобой на действия сетевой компании, выразившееся в  уклонении от заключения договора на техническое присоединение к  электрическим сетям путем навязывания класса напряжения объектов  электрохозяйства, в котором он, как контрагент, не заинтересован. 

Указанное обращение явилось основанием для вынесения управлением  предупреждения от 07.02.2013 № 292/3 о прекращении действий (бездействия),  которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. В  предупреждении указано на необходимость направления ФИО1  заполненных и подписанных сетевой организацией проектов договоров на  технологическое присоединение, а также технических условий (далее – ТУ) к  ним, которые должны соответствовать заявкам гражданина от 28.04.2012   № 15481913, 15481923, 15481929. 

Приказом управления от 11.06.2013 № 220 в отношении общества  возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении  антимонопольного законодательства. 

По результатам проведенной проверки установлено, что гражданин  ФИО1 подал в сетевую компанию 3 (три) заявки на осуществление  мероприятий по технологическому присоединению от 28.04.2012 № 15481913,  15481923, 15481929, в которых указал цифровые (технологические) значения  (по трем заявкам соответственно): максимальная мощность  энергопринимающих устройств 15 кВт и класс напряжения 0,4 кВ. 

По всем заявкам сетевая компания направила ФИО1 заполненные  и подписанные проекты договоров в 2-х экземплярах и технические условия.  Все договоры, полученные заявителем, содержали указание на класс  напряжения объектов электросетевого хозяйства, к которым должно быть  произведено технологическое присоединение - 0,23 кВ. 

Поскольку проекты договоров не отвечали поданным заявкам, гражданин  ФИО1 в период с 30.10.2012 по 16.08.2013 обращался к сетевой компании  с целью внесения в них изменений и мотивированно отказывался от их  подписания. 

По результатам проведенных проверочных мероприятий  антимонопольная служба приняла решение от 04.10.2013 № 3913/3 по делу   № 238-13-АЗ, которым признала сетевую компанию нарушившей пункт 3 части  1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), что заключалось в  навязывании гражданину ФИО1 невыгодных для него условий по 


договорам на технологическое присоединение энергопринимающих устройств,  противоречащих предложениям контрагента и требованиям, предусмотренным  положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об  электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) и положениями  Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств  потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической  энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым  организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861  (далее – Правила технологического присоединения). 

На основании указанного решения антимонопольный орган выдал  сетевой компании предписание от 04.10.2013 № 3913/3 (178) о прекращении  нарушения антимонопольного законодательства. 

Сетевая компания, не согласившись с решением и предписанием  антимонопольного органа, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. 

Исходя из положений части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции и  части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных  монополиях», сетевая компания является субъектом естественной монополии и  занимает доминирующее положение в сфере услуг по передаче электрической  энергии, неотъемлемой частью которых являются услуги по технологическому  присоединению. 

Пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает  действия (бездействие) занимающего доминирующее положение  хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление  интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора,  невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически  или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные  федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента  Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства  Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных  федеральных органов исполнительной власти или судебными актами  требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе  имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии  внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не  заинтересован, и другие требования. 

При рассмотрении настоящего спора судами установлено, что земельные  участки № 7, 14, 15, в отношении которых ФИО1 поданы заявки на  осуществление мероприятий по технологическому присоединению,  расположены на землях садового товарищества «Урожай» (объединения  «Хлебопродукты»), электрические сети которого опосредованно присоединены  к сетям сетевой компании через сети садового товарищества «Березка» (далее –  СТ Березка). При этом принадлежащий ФИО1 жилой дом на участке   № 14 уже имеет технологическое присоединение к электрическим сетям. 


Сетевая компания, исполняя обязанность по заключению с потребителем  соответствующего договора и с целью осуществить технологическое  присоединение по заявкам Леонова С.В. по указанным им классом напряжения,  обратилась к СТ Березка и садовому товариществу Росток о возможности  строительства линии электропередачи до земельных участков гражданина. 

Согласия СТ Березка и СТ Росток на проведение воздушных и кабельных  линий электропередач по своим земельным участкам и проезжим частям не  дали. 

Кроме того, СТ Березка указало, что располагает собственной линией  электропередач, к которой возможно осуществить подключение строения  ФИО1 

По обращению антимонопольного органа о возможности прямого  (непосредственного) технологического присоединения по заявкам ФИО1  к сетям сетевой компании Верхне-Донским управлением Федеральной службы  по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесено  заключение от 17.09.2012 № Б1-34/2864, согласно которому строительство  новой линии электропередачи возможно осуществить на территории садового  товарищества при наличии согласования собственников земли. Кроме того,  надзорный орган указал на возможность опосредованного технологического  присоединения энергопринимающих устройств ФИО1 к сетям сетевой  компании через существующие сети СТ «Березка» и на наличие в КТП, от  которой подключены сети садового товарищества, достаточной мощности для  технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя. 

Квалифицируя действия хозяйствующего субъекта как нарушение им  запретов на злоупотребление доминирующим положением, предусмотренных  Законом о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что  результатом именно таких действий являются или могут являться  недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление  интересов других лиц, поэтому в данном случае необходимо принятие мер  антимонопольного контроля. 

Таким образом, антимонопольный орган должен доказать, что сетевая  компания как субъект, занимающий доминирующее положение, необоснованно  (незаконно) отказывается, уклоняется от согласования заявки и настаивает на  невыгодных условиях. 

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования,  руководствовался статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, положениями Закона о защите конкуренции, Закона об  электроэнергетике, Правил технологического присоединения, проанализировал  совершенные сетевой компанией действия и предпринятые меры,  направленные на реализацию предоставленного ФИО1 права на  технологическое присоединение энергопринимающих устройств к сетям  сетевой организации и, учитывая установленные обстоятельства и  представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о недоказанности  антимонопольным органом факта злоупотребления сетевой компанией  доминирующим положением. 


Суды апелляционной инстанции и округа поддержали выводы суда  первой инстанции. 

Оснований не согласиться с выводами судов, основанными на оценке  представленных доказательств, не имеется. 

В настоящем случае следует признать, что действия сетевой компании  совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав. 

Возражения заявителей, изложенные в кассационных жалобах по  существу свидетельствуют о несогласии с оценкой фактических обстоятельств  дела, которые исследованы судами нижестоящих инстанций, что нашло  отражение в судебных актах. 

Между тем несогласие с выводами судебных инстанций, основанными на  установленных фактических обстоятельствах дела, не свидетельствует о  неправильном применении ими норм материального и процессуального права,  повлиявшем на исход дела. 

При таких обстоятельствах судья Верховного Суда Российской  Федерации не усматривает оснований для передачи кассационной жалобы на  рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья 

определил:

отказать Управлению Федеральной антимонопольной службы по  Белгородской области и ФИО1 в передаче  кассационных жалоб на решение Арбитражного суда Белгородской области  от 08.04.2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного  суда от 01.07.2014, постановление Арбитражного суда Центрального округа  от 25.12.2014 по делу № А08-7497/2013 для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Г.Г. Кирейкова