ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 19АП-8610/18 от 17.06.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 310-ЭС19-8119

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва17.06.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дойче  Аграр Группе» на решение Арбитражного суда Курской области от 12.09.2018  и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.02.2019 по  делу  № А35-10914/2017

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Дойче Аграр Группе" (далее -  ООО "Дойче Аграр Группе", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный  суд Курской области с заявлением о признании недействительным отказа  Администрации Курского района Курской области (далее - Администрация) в  выдаче разрешения на строительство, изложенного в письме от 14.08.2017 N  3952.

Дело рассмотрено с участием общества с ограниченной ответственностью  "Газпром трансгаз Москва" (далее - ООО "Газпром трансгаз Москва"),  автономного учреждения Курской области "Государственная экспертиза  проектов Курской области".

Решением суда от 12.09.2018 в удовлетворении заявленного требования  отказано.

Определением суда апелляционной инстанции от 02.11.2018, оставленным  без изменения постановлением суда кассационной инстанции от 19.12.2018,  апелляционная жалоба Общества на решение суда от 12.09.2018 возвращена на  основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с пропуском срока подачи 


апелляционной жалобы и отсутствием уважительных причин для его  восстановления.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14.02.2019  решение от 12.09.2018 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, направив  дело на новое рассмотрение, ссылаясь на существенное нарушение норм  материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в силу части 10  статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Администрация  Курского района Курской области не вправе требовать представления  дополнительных документов для получения разрешения на строительство.

Действующим законодательством Российской Федерации не  предусмотрена обязанность уполномоченных органов муниципальных  образований анализировать необходимость получения согласования  собственником земельного участка, на котором планируется строительство с  собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею  организацией.

По мнению заявителя, суд первой инстанции неверно сослался на  положения пункта 1,6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации,  статьи 2,28 Федерального закона от 31.03.1999  № 69-ФЗ « О газоснабжении в  Российской Федерации».

Суды необоснованно применили минимально допустимые расстояния,  предусмотренные пунктом 7.15 (табл.4)Свода СП 36.13330.2012.

В соответствии частями 1-4 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997  «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»  опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи,  участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в  Приложении  № 1 к указанному Федеральному закону.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в  государственном реестре в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации.

Опасные производственные объекты в зависимости от уровня  потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов  личности и общества подразделяются в соответствии с критериями,  указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре  класса опасности.

Судами не установлено, к какому классу опасности относится газопровод,  расположенный около земельного участка заявителя.

В соответствии с пунктом 5.6 Свода правил СП 36.13330.2012 для  обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности  повреждения магистральных трубопроводов и их объектов ,вокруг них  устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в  них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами  охраны магистральных трубопроводов.


Пунктом 4.1 Правил охраны установлено, что для исключения  возможности повреждения трубопроводов ( при любом виде прокладки)  устанавливаются охранные зоны:

вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ,  нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеродные газы, -в виде участка  земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси  трубопровода с каждой сети.

Таким образом, охранная зона Газопровода к ГРС-1А г.Курска,  расположенного напротив земельного участка составляет 25 метров.

Выводы судов о несоответствии возводимого объекта утвержденной  проектной документации, прошедшей государственную экспертизу проекта,  являются , по мнению заявителя, необоснованными.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, ЗАО "Дойче Аграр Группе" являлся  собственником земельного участка с кадастровым номером 46:11:121204:53  площадью 28571 кв. м, расположенного по адресу: Курская обл., Курский р-н,  Новопоселеновский с/с, д. 1-е Цветово.


26.04.2016 за ЗАО "Дойче Аграр Группе" было зарегистрировано право  собственности на объект строительства "Открытая автостоянка для  сельхозтехники с гаражом на 15 м/мест, контрольно-пропускной пункт (I этап  строительства)".

Администрация в письме от 14.08.2017 N 3952 сообщила, что граница  земельного участка с кадастровым номером 46:11:121204:53 для строительства  гаража-стоянки для хранения автомобилей на 15 м/мест (2 этап строительства)  попадает в зону минимальных расстояний от оси действующего газопровода- отвода к ГРС-1А Д5360 Рраб-5,4 Мпа, для получения разрешения на  строительство указанного объекта Обществу необходимо получить  согласование ООО "Газпром трансгаз Москва".

Посчитав отказ Администрации незаконным, ООО "Дойче Аграр Группе"  обратилось в арбитражный суд с заявленным требованием, отказывая в  удовлетворении которого суды правомерно исходили из следующего.

Согласно части 1 статьи 51 Кодекса разрешение на строительство  представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной  документации требованиям градостроительного плана земельного участка и  дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию  объектов капитального строительства, за исключением случаев,  предусмотренных Кодексом.

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на  строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи  документов (часть 10 статьи 51 Кодекса).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы  местного самоуправления проводят проверку наличия документов,  необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;  проводят проверку соответствия проектной документации требованиям  градостроительного плана земельного участка; выдают разрешение на 


строительство или отказывают в выдаче такого разрешения (часть 11 статьи 51  Кодекса).

Судами установлено, что земельный участок Общества, на котором  предполагается строительство проектируемых объектов, полностью находится  в зоне минимально допустимых расстояний от магистрального газопровода, в  связи с чем на Общество распространяются ограничения, установленные  статьей 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в  Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), а именно, запрещается  строительство зданий, сооружений в пределах установленных минимальных  расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с  организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею  организацией.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от  14.12.2007 собственником газопровода-отвода, расположенного по адресу:  Курская область, Медвенский район, Курский район, является ПАО "Газпром".  На основании договора аренды имущества от 30.11.2017 N 01/1600-Д-20/18/4- 05-03-49-17 ООО "Газпром трансгаз Москва" (до 2008 года - ООО  "Мострансгаз") эксплуатирует газопровод-отвод от магистрального  газопровода "Шебелинка - Белгород - Курск - Брянск" к ГРС-1А г. Курска Ду  (диаметр условный) 700 и 530 мм с рабочим давлением 55 кгс/см2, то есть  является газотранспортной организацией, на которую возложены функции по  транспортировке газа и эксплуатации магистрального газопровода, в связи с  чем оно несет бремя содержания и ответственности за используемое  имущество, обеспечение и осуществление контроля за безопасностью его  эксплуатации.

Статья 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)  относит земельные участки под объектами системы газоснабжения к землям  транспорта, а согласно пункта 6 названной нормы границы охранных зон  определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны  магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке  нормативных документов.

Учитывая нахождение газопровода-отвода к ГРС-1А г. Курска, введенного  в эксплуатацию в 1988 году, в непосредственной близости от земельного  участка, на котором предполагается строительство испрашиваемого объекта  капитального строительства, при принятии решения о наличии либо отсутствии  возможности строительства того или иного объекта капитального  строительства подлежит применению Свод правил СП 36.13330.2012 "СНиП  2.05.06-85". Магистральные газопроводы", утвержденный приказом  Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному  хозяйству от 25.12.2012 N 108/ГС (далее - Свод правил СП 36.13330.2012).

В соответствии с пунктом 5.6 Свода правил СП 36.13330.2012 для  обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности  повреждения магистральных трубопроводов и их объектов, вокруг них  устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в  них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами 


охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго РФ  29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9 (далее -  Правила охраны).

Магистральный газопровод-отвод к ГРС-1А г. Курска, имеющий в месте  расположения земельного участка с кадастровым номером 46:11:121504:53  диаметр - 530 мм и рабочее давление - 55 кгс/кв. см относится к I классу  магистральных газопроводов. Исходя из содержания таблицы 4 Свода правил  СП 36.13330.2012 минимальное расстояние от оси газопроводов до конкретного  объекта зависит как от технических характеристик магистрального  газопровода, так и от степени ответственности такого объекта и необходимости  обеспечения его безопасности.

При этом минимальное расстояние от оси газопровода диаметром от 300 до  600 мм до населенного пункта, отдельного промышленного и  сельскохозяйственного предприятия, гаражей и открытых стоянок  индивидуальных владельцев на количество автомобилей свыше 20, отдельно  стоящие здания с массовым скоплением людей - должно составлять не менее  150 м.

Таким образом, вдоль газопровода-отвода к ГРС-1А г. Курска (в том числе  и на земельном участке с кадастровым номером 46:11:121204:53) установлены  охранная зона в размере 25 м от оси газопровода в каждую сторону, границы  которой определены на основании указанных Правил охраны магистральных  трубопроводов, а также определена зона минимально допустимых расстояний  до газопровода-отвода в размере 150 м от оси газопровода в обе стороны на  основании п. 7.15 (табл. 4) Свода правил СП 36.13330.2012.

Заявителем планируется к строительству объект, предполагающий (в  соответствии с проектом) наличие на территории здания гаража на 15 м/мест,  открытой автостоянки на 12 м/мест, а также парковочных мест на 27  автомобилей. Таким образом, общее количество автомобилей на территории  проектируемого объекта достигает - 54.

При указанных обстоятельствах отказ Администрации в выдаче  разрешения на строительство в отсутствие согласия ООО «Газпром трансгаз  Москва» правомерно признан судами законным.

Кроме того, судами принято во внимание, что и ЗАО "Дойче Аграр  Группе" и ООО "Дойче Аграр Группе" обращались в ООО "Газпром трансгаз  Москва" за согласованием строительства, однако получали отказы в связи с  тем, что границы земельного участка попадают в зону минимальных  расстояний от оси действующего газопровода-отвода к ГРС-1А Д-530 Рраб-5,4  МПа. 

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений  норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

 Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:


Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной  ответственностью «Дойче Аграр Группе» для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.С. Чучунова