ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-856/08 от 16.06.2009 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 4-В09-12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Москва 16 июня 2009 г. 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации в составе: 

председательствующего - В.П. Кнышева
судей - А.В. Харланова и Е.С. Гетман

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1, ФИО2 к Тимоновской КЭЧ района об обязании заключить договор передачи жилого помещения в  собственность по надзорной жалобе ФИО1, ФИО2 на определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 сентября 2008 года. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман  Е.С, объяснения ФИО1 и ФИО2, поддержавших доводы  надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного  Суда Российской Федерации 

установила:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Тимоновской  КЭЧ района об обязании заключить договор передачи жилого помещения в  собственность, указывая, что по договору социального найма пользуются  квартирой № <...> в доме № <...> военного городка <...> области, отнесенной к государственному жилищному фонду и находящейся в  оперативном управлении Тимоновской КЭЧ района. 5 августа 2005 года  ФИО1 обратилась к начальнику Тимоновской КЭЧ района с заявлением о приватизации занимаемой квартиры и заключении договора  передачи квартиры в собственность, однако ответа так и не получила. 

Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 26  июня 2008 года иск удовлетворен. 

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского  областного суда от 2 сентября 2008 года решение суда отменено, по делу  вынесено новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО1,  ФИО2 к Тимоновской КЭЧ района об обязании заключить договор  передачи жилого помещения в собственность отказано. 

В надзорной жалобе ФИО1, ФИО2 просят отменить  кассационное определение Московского областного суда и оставить в силе  решение суда первой инстанции. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная  коллегия по гражданским делам находит жалобу подлежащей частичному  удовлетворению. 

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных  постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм  материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных  прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом  публичных интересов. 

При рассмотрении данного дела такие нарушения были допущены судом  кассационной инстанции. 

Разрешая дело и удовлетворяя исковые требования заявителей, суд  первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент обращения  ФИО1 к ответчику по вопросу приватизации (5 августа 2005 года)  военный городок <...> не относился к числу закрытых военных городков  и установленных законом оснований для отказа в приватизации занимаемого  жилого помещения на тот период не имелось. 

Руководствуясь статьями 2, 8 Закона Российской Федерации № 1541-1  от 4 июля 1991 года (с последующими изменениями и дополнениями) «О  приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» суд указал, что  соблюдение установленного названным Законом порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на  которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в  государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность  граждан. 

В нарушение вышеназванных требований закона в установленный  двухмесячный срок решение по поданному 5 августа 2005 года ФИО1  заявлению о приватизации занимаемого жилого помещения Тимоновской  КЭЧ района принято не было, каких-либо разъяснений по вопросу порядка  обращения с заявлением о приватизации жилого помещения заявительнице  не давалось. 

Не согласившись с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия  по гражданским делам Московского областного суда указала, что судом  первой инстанции не было принято во внимание то обстоятельство, что  первоначально с заявлением о приватизации квартиры обратилась лишь  ФИО1.; ее сын ФИО2 с заявлением о передаче занимаемого  жилого помещения в собственность либо с заявлением об отказе в передаче  указанного жилого помещения не обращался. Впервые такие требования  заявлены ФИО2 в 2008 году, когда военный городок <...>  включен в перечень закрытых военных городков и в силу статьи 4 Закона  Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской  Федерации» приватизации не подлежал. 

Между тем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской Федерации полагает, что с вынесенным определением суда  кассационной инстанции в части вынесения нового решения нельзя  согласиться по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 и  ФИО2 с 1989 года проживают в квартире № <...> дома № <...> военного  городка <...> области по договору социального найма (л. <...>). 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2003  года № 365-р утверждены изменения в перечень имеющих жилищный фонд  закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации  Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России,  утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1  июня 2000 года № 752-р, в соответствии с которыми военный городок <...>  исключен из числа закрытых военных городков (л. д. 44 - 45). 

ФИО1 обратилась к начальнику Тимоновской КЭЧ района с  заявлением о приватизации занимаемой квартиры и заключении договора передачи квартиры в собственность 5 августа 2005 года, т.е. в период, когда  военный городок <...> не относился к числу закрытых (л. д. 8). 

Заявление ФИО1 оставлено Тимоновской КЭЧ района без  рассмотрения. 

Впоследствии распоряжением Правительства Российской Федерации от  29 декабря 2005 года № 2339-р военный городок <...> вновь включен в  перечень закрытых военных городков. 

В силу статьи 214 ГК Российской Федерации имущество, находящееся в  государственной собственности, закрепляется за государственными  предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение  (статьи 294, 296). 

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления  имуществом, в отношении которого собственником принято решение о  закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у  этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если  иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением  собственника (пункт 1 статьи 299 ГК Российской Федерации). 

Согласно пункту 1 статьи 296 ГК Российской Федерации казенное  предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве  оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим  имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями  своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением  этого имущества. 

На основании статьи 6 Закона Российской Федерации «О приватизации  жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в  собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками  указанных жилых помещений органами государственной власти, органами  местного самоуправления, а также государственными или муниципальными  унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на  праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными  учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление  которых передан жилищный фонд. 

Таким образом, имущество (жилые помещения) может быть передано в  собственность граждан в порядке приватизации либо собственником  жилищного фонда, а также уполномоченным им органом, либо  государственным или муниципальным предприятием после передачи ему  соответствующего жилищного фонда в хозяйственное ведение либо  оперативное управление. 


Как следует из материалов дела, и в отзыве на исковое заявление, и в  кассационной жалобе Тимоновская КЭЧ района указывала на то, что на  момент обращения истицы 5 августа 2005 года с заявлением о приватизации  жилого помещения жилой дом, в котором проживали истцы, еще не был  передан в оперативное управление Тимоновской КЭЧ; собственником  недвижимого имущества, находящегося в военном городке <...> области, являлось Федеральное агентство по управлению  федеральным имуществом, которое не давало указаний на заключение  договоров передачи жилого помещения в собственность, в материалах дела  отсутствуют документы, подтверждающие факт обращения истцов к  собственнику жилищного фонда - Федеральному агентству по управлению  федеральным имуществом - с заявлением о приватизации занимаемой  квартиры. 

Эти обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении  дела, не были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, что  привело к вынесению необоснованного решения и нарушению положений  статьей 195 и 198 ГПК Российской Федерации. 

В этой связи суд кассационной инстанции правильно отменил решение  суда первой инстанции. 

В то же время Судебная коллегия по гражданским делам Верховного  Суда Российской Федерации не может согласиться с доводом, положенным в  основу отмены решения суда первой инстанции и вынесения нового  решения. 

В материалах дела не имеется доказательств того, что отсутствие  волеизъявления ФИО2 на передачу занимаемого им жилого  помещения в собственность в порядке приватизации на момент подачи  соответствующего заявления его матерью ФИО1 в августе 2005 года  было обусловлено именно его нежеланием участвовать в приватизации, а не  иными причинами, связанными с отсутствием информации от Тимоновской  КЭЧ района о порядке обращения с заявлением о приватизации. 

Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам Московского  областного суда не определила, на кого была возложена обязанность по  управлению жилищным фондом военного городка <...> на момент  обращения ФИО1 с заявлением о приватизации, кому было  предоставлено право распоряжения этим жилищным фондом, была ли вправе  Тимоновская КЭЧ района принимать решение о приватизации жилищного  фонда без надлежащего оформления передачи его в оперативное управление. 

Таким образом, поскольку судом кассационной инстанции не были  определены обстоятельства, имеющие значение для дела, постольку вынесенное ею судебное постановление также нельзя признать законным и  основанным и оно подлежит отмене в части вынесения нового решения об  отказе в удовлетворении иска ФИО1., ФИО2 к Тимоновской  КЭЧ района об обязании заключить договор передачи жилого помещения в  собственность. 

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть  изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными  по делу обстоятельствами и требованиями закона. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 387, 388, 390  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, 

определила:

определение судебной коллегии по гражданским делам Московского  областного суда от 2 сентября 2008 года в части вынесения нового решения,  которым в удовлетворении иска ФИО1, ФИО2 к  Тимоновской КЭЧ района об обязании заключить договор передачи жилого  помещения в собственность отказано, отменить, в остальной части оставить  данное определение без изменения и дело направить в суд первой инстанции  на новое рассмотрение. 

Председательствующий:
Судьи: