ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 201-КА19-12 от 02.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 201-К А19-12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 2 июля 2019 г. 

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе 

председательствующего Воронова А.В.
судей Дербилова О.А., Сокерина С.Г.

при секретаре Жиленковой Т.С. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 13 сентября  2018 г. по административному делу об оспаривании ФИО1 действий  Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской  Федерации (далее - Департамент жилищного обеспечения), связанных со  снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Воро- нова А.В., изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу  судебных актов, доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, выступ- ления административного истца ФИО1 и его представителя Минча- новского А.В. по доводам кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

решением Московского гарнизонного военного суда от 23 мая 2018 г. адми- нистративное исковое заявления ФИО1 удовлетворено. 

Решение Департамента жилищного обеспечения от 9 апреля 2018 г. о  снятии ФИО1 и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях признано незаконным. 


На руководителя Департамента жилищного обеспечения возложена  обязанность отменить названное решение жилищного органа в отношении  Багирова и членов его семьи. 

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 13 сентября 2018 г.  указанное решение гарнизонного военного суда отменено, по делу принято  новое решение, которым в удовлетворении требований административного  истца отказано. 

Определением судьи Московского окружного военного суда от  17 января 2019 г. отказано в передаче кассационной жалобы ФИО1 для  рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. 

В жалобе, поданной в Судебную коллегию по делам военнослужащих  Верховного Суда Российской Федерации, и дополнениях к ней администра- тивный истец выражает несогласие с принятым по делу апелляционным определением, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. 

ФИО1 утверждает, что суд апелляционной инстанции поддержал  произвольный пересмотр административным органом ранее многократно  подтвержденного им права ФИО1 на обеспечение жильем без выявления  каких-либо новых обстоятельств в обход установленных законом процедур и  сроков принятия таких решений. Окружным военным судом неправильно  применены положения ст. 53, п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской  Федерации, не применена подлежавшая применению ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не учтены правовые  позиции Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда  Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека. 

По утверждению автора жалобы, он не подлежал снятию с жилищного  учета, поскольку отчуждение жилого помещения, принадлежавшего его же- не, имело место более чем за пять лет до оспариваемого решения жилищного  органа, что подтверждается практикой судов общей юрисдикции. ФИО1  обращает внимание, что первоначально он зачислен в распоряжение в связи с  организационного штатными мероприятиями в сентябре 2009 года, то есть до  приобретения его женой квартиры. При применении ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации судом второй инстанции оставлена без внима- ния добросовестность действий административного истца. 

Административным ответчиком не доказано наличие оснований для  применения п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Ог- раничения, предусмотренные ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части срока принятия решения о снятии с жилищного учета судом  апелляционной инстанции во внимание не приняты. 

Решением суда, вступившим в законную силу, признано право отца  административного истца на обеспечение жилым помещением в составе его  семьи, что свидетельствует о принятии судом апелляционной инстанции решения в нарушение требований ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. 


В суде кассационной инстанции Багиров, кроме того, пояснил, что на- ходившаяся в 2009 -2011 годах в собственности его супруги квартира по  адресу: <...>, общей  площадью 37,8 кв.м. была приобретена в рамках гражданско-правовой сделки, а не получена от государства. 

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от  11 июня 2019 г. кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих  Верховного Суда Российской Федерации. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих приходит  к следующим выводам. 

Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов  в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устра- нения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, сво- бод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных  интересов. 

Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущены  существенные нарушения норм материального права, что выразилось в сле- дующем. 

По делу установлено, что ФИО1, проходивший военную службу по  контракту в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации (далее - Военный университет), решением жилищной комиссии Военного университета от 6 августа 2004 г. принят на жилищный учет с соста- вом семьи из трех человек. 

В сентябре 2010 года ФИО1 зачислен в распоряжение начальника Военного университета в связи с организационно-штатными мероприятиями. 

Приказом начальника Военного университета от 26 мая 2011 г. № 34  ФИО1 уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением на жилищном учете. 

Решением Департамента жилищного обеспечения от 13 ноября 2014 г.  ФИО1 отказано в предоставлении ранее распределенной квартиры в  г. Москве общей площадью 89,2 кв.м, поскольку жена административного  истца распорядилась 21 января 2011 г. принадлежавшей ей квартирой по адресу: <...>, общей площадью 37,8 кв.м. 

Жилищным органом указано, что ФИО1 вправе претендовать на жи- лое помещение общей площадью 43,2 кв.м. 


сообщено Багирову, что дата его принятия на жилищный учет изменена с  23 июля 2004 г. на 1 сентября 2010 г. 

Согласно сообщению врио начальника 1 отдела (контроля обоснован- ности предоставления жилых помещений) Департамента жилищного обеспечения от 26 августа 2016 г. ФИО1 состоит на жилищном учете с составом  семьи из шести человек. 

Решением Департамента жилищного обеспечения от 9 апреля 2018 г.  ФИО1 и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на то обстоятельство, что в период с 11 сентября 2009 г. по  21 января 2011 г. его супруга ФИО1 (ФИО2) являлась собственником  жилого помещения, которым распорядилась путем заключения договора да- рения. 

Признавая данное решение законным, отменяя решение гарнизонного  военного суда и отказывая в удовлетворении административного искового  заявления ФИО1, суд апелляционной инстанции указал, что право на  обеспечение жилым помещением для постоянного проживания возникло у  административного истца лишь после зачисления в распоряжение начальника Военного университета в связи с предстоящим увольнением с военной  службы, а поскольку в указанный период он и члены его семьи были обеспе- чены жилым помещением по установленным нормам, оснований для принятия его на жилищный учет не имелось. 

Между тем такой вывод основан на неправильном применении норм  материального права. 

Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрены правовые  последствия гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями граждан,  признанных нуждающимися в жилых помещениях, либо претендующих на  принятие на жилищный учет. 

Так, в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в  качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в резуль- тате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых  помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намерен- ных действий. 

Согласно ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при  предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального  найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимае- мых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия  учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по  договору социального найма, но не менее чем за пять лет. 

Из приведенных норм закона следует, что законодателем установлены  пресекательные сроки, в течение которых действия граждан, связанные с  распоряжением жилыми помещениями, приобретенными ими в рамках реа-


лизации своих гражданских прав, могут учитываться уполномоченными ор- ганами государства и служить основанием для отказа в принятии на жилищный учет либо для уменьшения площади предоставляемого жилья. 

Судом апелляционной инстанции данные положения законодательства  во внимание не приняты и не дано должной оценки тому обстоятельству, что  с 2004 года ФИО1 непрерывно находился на учете нуждающихся в жилых  помещениях, а также не скрывал от жилищного органа сведения о наличии у  его супруги в указанный выше период в собственности квартиры по адресу:  <...>общей площадью  37,8 кв.м. В частности, данное обстоятельство послужило основанием для  отказа 13 ноября 2014 г. в предоставлении ранее распределенного ФИО1 и  членам его семьи жилого помещения общей площадью 89,2 кв.м. При этом  на момент принятия жилищным органом оспариваемого решения ФИО1  являлся гражданином, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы более десяти лет, не имеющим, как и члены его семьи, права пользования  жилыми помещениями для постоянного проживания. 

Таким образом, по истечении пятилетнего срока с момента отчуждения  21 января 2011 г. супругой административного истца принадлежавшего ей  жилого помещения данное обстоятельство не могло служить основанием для  снятия ФИО1 и членов его семьи с жилищного учета. 

Кроме того, общая площадь ранее принадлежавшего супруге административного истца жилого помещения не соответствовала учетной норме  применительно к составу семьи ФИО1 как на момент принятия жилищным  органом оспариваемого решения, так и исходя из фактического проживания  отца административного истца совместно с ним до увольнения с военной  службы, что установлено решением Пресненского районного суда г. Москвы  от 11 ноября 2010 г. 

С учетом изложенного, принимая во внимание, что оспариваемое решение Департамента жилищного обеспечения не содержит указания на нали- чие иных предусмотренных законом оснований для снятия ФИО1 с учета  нуждающихся в жилых помещениях, вывод суда апелляционной инстанции о  законности названных решений является неправильным. 

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, установив, что допущенные  судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права яв- ляются существенными, повлиявшими на исход дела, и без их устранения  невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного истца, полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 13 сентября 2018 г. и оставить в силе решение Московского гарнизонного военного суда от 23 мая 2018 г. 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 4 ч. 1  ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Рос-


сийской Федерации 

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Московского окружного военного суда от 13 сентября 2018 г. по админист- ративному делу об оспаривании ФИО1 действий  Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской  Федерации, связанных со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, отменить и оставить в силе решение Московского гарнизонного военного  суда от 23 мая 2018 г.