ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 21АП-2553/18 от 08.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 310-ЭС19-9633

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва08.07.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,  рассмотрев жалобу (заявление) общества с ограниченной ответственностью  «Золотой символ» на решение Арбитражного суда города Севастополя от  03.08.2018 (судья Архипова С.Н.), постановление Двадцать первого  арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 (судьи Тарасенко А.А..  Евдокимов И.В., Колупаева Ю.В.) и постановление Арбитражного суда  Центрального округа от 13.03.2019 (судьи Леонова Л.В.. Нарусов М.М.,  Солодова Л.В.) по делу  № А84-4940/2017,

УСТАНОВИЛ:

заместитель Южного транспортного прокурора Прокуратуры Российской  Федерации (далее – Прокурор) в интересах города федерального значения  Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным  отношениям города Севастополя (далее – Департамент) обратился в  Арбитражный суд города Севастополя с иском к обществу с ограниченной  ответственностью «Золотой символ» (далее – Общество) об обязании ответчика  возвратить городу федерального значения Севастополю в лице  уполномоченного органа - Департамента по акту приема-передачи в состоянии,  пригодном для дальнейшего использования плавпричалы  № 259 (новый   № 7Б-ПП),  № 259-А (новый  № 6Б-ПП-2),  № 259-Б (новый  № 6Б-ПП-1), а также  часть причала  № 258 (новый  № 7Б) площадью 129 кв. м, длиной 49,3 м.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  федеральное государственное унитарное предприятие «СВЭКО»,  государственное унитарное предприятие «Центр эффективного использования 


собственности города», Управление государственной регистрации права и  кадастра города Севастополя, государственное унитарное предприятие  Севастополя «Проект развития Балаклавы».

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 03.08.2018,  оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного  апелляционного суда от 20.12.2018 и постановлением Арбитражного суда  Центрального округа от 13.03.2019, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, отказав в  удовлетворении требований, ссылаясь на существенное нарушение норм  материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что право  пользования Общества спорным имуществом предусмотрено договором аренды  от 01.04.1997  № 2026, в то время как основания, на которые ссылается истец, по  мнению ответчика, не доказаны.

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей  291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие  существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых  невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы  кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на  рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации, исходя из следующего.

Как следует из обжалуемых актов, между Управлением имущества  Севастопольской городской государственной администрации (арендодатель) и  Обществом (арендатор) 01.04.1997 заключен договор  № 2026 аренды  следующего имущества (гидротехнических сооружений): набережная причал   № 126 с корневыми частями 126б, 126в; набережная причал  № 127, береговое  укрепление  № 83 (участок 1), и находящиеся на них незавершенные  строительством одноэтажное здание и пристройка с сараем, расположенные по  адресу: пл. Назукина, для использования по организации, реконструкции,  строительству и эксплуатации грузопассажирского причала в целях  осуществления перевозок, перевалки грузов, стоянки и ремонта судов, яхт и  других плавсредств, перевозки пассажиров, со всеми необходимыми  атрибутами и инфраструктурой.

Договором предусмотрено, что вступление арендатора во владение и  пользование имуществом наступает одновременно с подписанием сторонами  настоящего договора и акта приема-передачи указанного имущества.

По акту приема-передачи от 01.04.1997 арендодатель передал арендатору  вышеуказанное имущество.


Пунктом 2.2 договора от 01.04.1997 определено, что арендатор владеет и  пользуется имуществом в течение срока аренды на условиях настоящего  договора.

В пункте 9.1 договора от 01.04.1997 стороны согласовали, что договор  аренды действует с 01.04.1997 года по 31.03.2002.

Согласно пунктам 5.1 и 5.2 договора от 01.04.1997 арендатор обязан  своими силами и за свой счет производить необходимый капитальный и  текущий ремонт арендуемого имущества при условии обязательного  согласования с арендодателем таких работ.

Протоколом от 23.02.1998  № 2 стороны внесли изменения в договор  аренды от 01.04.1997 в части определения срока действия договора аренды, в  соответствии с пунктом 9.1 срок его действия определен до 22.02.2022.

Глава Балаклавской районной государственной администрации,  начальник управления имуществом города Севастопольской государственной  городской администрации 01.04.1997 согласовали арендатору план ремонта,  реконструкции, строительства создания инфраструктуры грузо-пассажирского  причала 83а, б.

В 1998 году арендатору согласован проект создания международной  «Марины» (яхт-клуба) с инфраструктурой на базе причалов 126 (83А), 127  (83Б) в Балаклавской бухте г. Севастополя (1998-2000) (далее - Проект),  который является неотъемлемой частью приложения  № 1 к договору аренды  от 01.04.1997 и которым предусмотрено создание на базе причалов  № 126  (83А), 127 (83Б) в Балаклавской бухте города Севастополя, в том числе,  стоянки на 100-150 судов (с учетом 3 плавпричалов длиной по 40-50 м).

Фонд капитального имущества письмом разъяснил арендатору, что до  компенсации арендодателем арендатору его расходов неотделимые улучшения  являются собственностью арендатора.

Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля  18.01.2005 Управлению по вопросам имущества коммунальной собственности  (заказчик Общество) выдано разрешение  № 14А/619 на выполнение  строительных работ по реконструкции причального фронта по Назукина, 1, в  соответствии с проектной документацией (шифр П-09-01), разработанной  ЗАО «Морстройпроект» и согласованной главным архитектором города  06.08.2004.

Согласно пояснительной записке рабочего проекта «Реконструкция  причального фронта» (шифр П-09-01) данным проектным решением  предусмотрен капитальный ремонт причалов  № 260, 261 и установка  плавпричалов для яхт.

Пунктом 4.3.1 Проекта предусмотрено, что собственником создаваемого  в процессе реализации данного проекта имущества является Общество до  момента передачи этого имущества арендодателю в соответствии с пунктами  2.4, 4.6, 4.8, 9.7 договора аренды.

Распоряжением Севастопольской городской государственной  администрации от 06.01.1999  № 07-р утвержден «Реестр причальных  сооружений, расположенных на побережье города Севастополя, и их новая 


нумерация» (Приложение 1 и 2), согласно которому причалам  № 126, 127  присвоены новые номера 260, 261 соответственно.

В связи с изменениями нумерации причалов протоколом согласования  изменений от 05.05.2003 сторонами договора от 01.04.1997 внесены изменения  в этот договор, согласно которым предметом аренды следует считать  следующее недвижимое имущество: двухэтажное отдельно стоящее здание,  общей площадью 225 кв. м, причалы  № 260, 261 общей площадью 194 кв. м,  расположенное по адресу: г. Севастополь, наб. Назукина, 1А, для  использования под организацию причалов, стоянку плавсредств, перевалки  грузов, перевозки пассажиров, организации торговли общественного питания,  организации гостиничного комплекса, яхт-клуба со всей необходимой  инфраструктурой в соответствии международными нормами.

Регистром судоходства Украины 15.12.2004 осуществлена  государственная регистрация и внесены в Реестр гидротехнических  сооружений сведения о плавпричалах  № 259, 259А, 259Б, о чем Обществу  выданы свидетельства  № СР-33-4-592-04, СР-33-4-593-04, СР-33-4-594-04.

Согласно указанными свидетельствами о регистрации гидротехнических  сооружений плавпричалы  № 259, 259А, 259Б находятся в государственной  собственности.

Собственником 28.11.2006 подписан акт государственной комиссии о  принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта –  реконструкция причалов  № 260, 261.

Регистром судоходства Украины 22.03.2011 одобрены паспорта плавучих  причалов  № 259, 259А, 259Б, в соответствии с которыми годом ввода этих  гидротехнических сооружений в эксплуатацию является 2004 год.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города  Севастополя от 23.06.2016 по делу  № А84-208/2016 установлено , что в  соответствии с распоряжением Севастопольской городской государственной  администрации от 26.12.2011  № 1341-р «О внесении изменений в распоряжения  Севастопольской городской государственной администрации от 06.01.1999   № 07-р и от 14.08.2008  № 632-р № в Реестр причальных сооружений,  расположенных на побережье города Севастополя, включены плавпричалы   № 259, 259А, 259Б, находящиеся на балансе Общества.

Согласно распоряжению Правительства от 27.04.2015  № 336-РП «О  закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за ГУПС  "Севастопольский морской порт», утвержден Перечень недвижимого  имущества (причальных сооружений), включаемого в Реестр собственности  города Севастополя и подлежащего передаче в хозяйственное ведение ГУПГС  «Севастопольский морской порт», в состав которого вошли причалы  № 260,  261 и плавпричалы  № 259, 259А, 259Б.

Распоряжением Правительства Севастополя от 13.07.2015  № 591-РП «О  внесении изменений и дополнений в распоряжение Правительства Севастополя  от 27.04.2015  № 336-РП» Перечень недвижимого имущества (причальных  сооружений), включаемого в Реестр собственности города Севастополя и  подлежащего передаче в хозяйственное ведение ГУПГС «Севастопольский 


морской порт», изложен в новой редакции, согласно которой в состав  государственного имущества, переданного в хозяйственное ведение ГУПГС  «Севастопольский морской порт», вошли плавпричалы  № 258, 259, 259А, 259Б.

Распоряжением Департамента от 03.02.2016  № 287-РД (в редакции  распоряжения от 08.02.2016 N 347-РД) плавпричалы  № 259, 259А, 259Б,  расположенные по адресу: г. Севастополь, бухта Балаклавская, переданы в  хозяйственное ведение ГУПС «ЦЭИСГ». Плавпричалы NN 260, 261,  расположенные по адресу: г. Севастополь, бухта Балаклавская, переданы в  хозяйственное ведение ГУПС «ЦЭИСГ» на основании распоряжения  Департамента от 06.10.2016  № 560-РП.

Согласно распоряжению Департамента от 19.10.2017  № 14089-РДИ «Об  упорядочении нумерации гидротехнических сооружений и плавучих причалов  Балаклавской бухты города Севастополя» плавпричалам  № 259, 259А, 259Б  присвоены новые номера - 7Б-ПП, 6Б-ПП-2, 6Б-ПП-1 соответственно.

В соответствии с распоряжением Департамента от 22.11.2017  № 16106- РДН причалы  № 3Б, 4Б, 5Б, 6Б, 6Б-ПП-1, 6Б-ПП-2, 7Б-ПП закреплены за  государственным унитарным предприятием «Центр эффективного  использования собственности города» на праве хозяйственного ведения.

Правительство города Севастополя обратилось к Генеральному  прокурору Российской Федерации с письмом, в котором указало , что  ответчиком незаконно используется спорное имущество в целях извлечения  прибыли и ведения незаконной в отношении этих объектов  предпринимательской деятельности, в частности, часть причала  № 264  (берегоукрепление  № 83 участок 1), являющееся собственностью города  федерального значения Севастополя, без наличия законных на то оснований,  передана Обществом в пользование третьим лицам.

 В производстве Арбитражного суда города Севастополя находились дела   № А84-1007/2015 по заявлению Общества о признании недействительным, в  числе прочего, распоряжения Правительства Севастополя от 27.04.2015   № 336-РП «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за  ГУПГС «Севастопольский морской порт» в части передаче плавпирсов  № 126А  (новый  № 259),  № 126Б (новый  № 259А),  № 126В (новый  № 259Б);   № А84-208/2016 по исковому заявлению Общества к Правительству  Севастополя о признании права собственности на гидротехнические  сооружения - плавучие причалы  № 259, 259А и 259Б, расположенные в  Балаклавский бухте г. Севастополя, а также о признании незаконными  действий Правительства Севастополя по включению указанных  гидротехнических сооружений в Реестр собственности города Севастополя.

Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города  Севастополя от 21.09.2015 по делу N № А84-1007/2015 и от 23.06.2016 по делу   № А84-208/2016 в удовлетворении заявленных Обществом требований  отказано в полном объеме.

Ссылаясь , что Общество незаконно владеет спорным имуществом,  Прокурор обратился в арбитражный суд с соответствующим требованием.


Исследовав, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные  доказательства, суды правомерно удовлетворили заявленные требования,  руководствуясь следующим.

Согласно Закону Украины «О собственности» от 26.03.1991  общегосударственную (республиканскую) собственность составляют: земля,  имущество, обеспечивающее деятельность Верховного Совета Украины и  образуемых им государственных органов; имущество Вооруженных Сил,  органов государственной безопасности, пограничных и внутренних войск;  оборонные объекты; единая энергетическая система; системы транспорта  общего пользования, связи и информации, имеющие общегосударственное  (республиканское) значение; средства республиканского бюджета;  республиканский национальный банк, другие государственные  республиканские банки и их учреждения и создаваемые ими кредитные  ресурсы; республиканские резервные, страховые и другие фонды; имущество  высших и средних специальных учебных заведений; имущество  государственных предприятий; объекты социально-культурной сферы или иное  имущество, составляющее материальную основу суверенитета Украины и  обеспечивающее ее экономическое и социальное развитие (статья 34);

объектами права коммунальной собственности являются имущество,  обеспечивающее деятельность соответствующих Советов и образуемых ими  органов; средства местных бюджетов, государственный жилищный фонд,  объекты жилищно-коммунального хозяйства; имущество учреждений  народного образования, культуры, здравоохранения, торговли, бытового  обслуживания; имущество предприятий; местные энергетические системы,  транспорт, системы связи и информации, включая национализированное  имущество, переданное соответствующим предприятиям, учреждениям,  организациям; а также иное имущество, необходимое для обеспечения  экономического и социального развития соответствующей территории (статья  35).

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Украины «О приватизации  государственного имущества», введенным в действие Постановлением  Верховного Совета Украины от 04.03.1992  № 2164-XII, приватизации не  подлежат объекты, имеющие общегосударственное значение, а также объекты,  которые обеспечивают жизнедеятельность государства в целом: акватории  портов, причалы и пирсы всех категорий и назначений, ограждающие и  защитные гидротехнические сооружения и др.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона Украины «Об аренде  государственного и коммунального имущества» от 10.04.1992  № 2269-XII  арендодателем в отношении недвижимого имущества, не вошедшего в  уставный (складочный) капитал хозяйствующих обществ, созданных в  процессе приватизации, является Фонд государственного имущества Украины.

Таким образом, причалы всех категорий имеют общегосударственное  значение и в силу закона являются общегосударственной (не коммунальной)  собственностью, в связи с чем полномочия по передаче их в аренду имели 


исключительно Фонд государственного имущества Украины, его региональные  отделения и представительства.

В соответствии с частью 3 пункта 4 Типового положения об управлении  имуществом области, городов Киевской и Севастопольской городской  государственной администрации, утвержденного постановлением Кабинета  Министров Украины от 29.05.1996  № 580, управление согласно возложенным  на него полномочиям выступает по поручению главы областной, городской  государственной администрации арендодателем целостных имущественных  комплексов предприятий, их структурных подразделений и недвижимого  имущества (зданий, сооружений, помещений), находящихся в собственности  области, города, организовывает проведение конкурсов (аукционов) на право  аренды недвижимого имущества.

В связи с изложенным, суды пришли к правильному выводу, что  Управление имуществом Севастопольской городской государственной  администрации неправомерно распорядилось гидротехническими  сооружениями (набережная причал  № 126 с корневыми частями 126б, 126в,  набережная причал  № 127, береговое укрепление  № 83 участка  № 1), передав  его в аренду Обществу.

Согласно положениям статьи 48 ГК УССР, действующей в период  возникновения спорных правоотношений, недействительным является  соглашение, которое не отвечает требованиям закона. По недействительному  соглашению каждая из сторон обязана вернуть второй стороне все полученное  по соглашению, а при невозможности возвратить полученное в натуре -  возместить его стоимость в деньгах, если другие последствия  недействительности соглашения не предусмотрены законом.

Из указанного следует, что ответчик владеет предметом спора (с учетом  новой нумерации - применительно к плавпричалам  № 7Б-ПП,  № 6Б-ПП-2, 6Б- ПП-1) в отсутствии надлежащих правовых оснований. Суды пришли к  обоснованным выводам об удовлетворении требований прокурора об обязании  ответчика возвратить спорное имущество городу федерального значения  Севастополь.

 Доводы кассационной жалобы, не свидетельствуют о допущенных  судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы  служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к  отмене обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной  ответственностью «Золотой символ» для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.С.Чучунова