ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 25-АПА19-3
АПЕЛЛЯЦИОНОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 22 августа 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н.
при секретаре Гроховской В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Акмешева К.К. о признании недействующим в части решения Совета муниципального образования «Город Харабали» Харабалинского района Астраханской области от 16 сентября 2016 г. № 27 «Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, находящихся в границах МО «Город Харабали»» по апелляционным жалобам Акмешева К.К. и Совета муниципального образования «Город Харабали» Харабалинского района Астраханской области на решение Астраханского областного суда от 19 марта 2019 г., которым административное исковое заявление частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Акмешев К.К. обратился в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия решения Совета муниципального образования «Город Харабали» Харабалинского района Астраханской области от 16 сентября 2016 г. № 27 «Об утверждении
базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, находящихся в границах МО «Город Харабали» в части пункта 3, предусматривающего, что данное решение вступает в силу со дня его подписания, а также пункта 4, распространившего действие решения на прошлый период, начиная с 01 января 2016 г.
Решением Астраханского областного суда от 19 марта 2019 г. административное исковое заявление Акмешева К.К. удовлетворено частично. Судом признан недействующим со дня принятия пункт 4 оспариваемого решения. В удовлетворении административного искового заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции о частичном удовлетворении административного искового заявления, ФИО1 обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Полагал ошибочным вывод суда о соответствии пункта 3 оспариваемого нормативного акта требованиям части 2 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131 -ФЗ).
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе заинтересованным лицом администрацией муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области и прокуратурой Астраханской области представлены возражения.
Также административным ответчиком Советом муниципального образования «Город Харабали» Харабалинского района Астраханской области подана апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции в части удовлетворения административного иска, обоснованная неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
На данную апелляционную жалобу также представлены возражения со стороны административного истца и прокуратуры Астраханской области.
Представители административного истца, Совета муниципального образования «Город Харабали», администрации муниципального образования «Харабалинский район», комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсом администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханская область,
извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. В материалы дела от административного истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в его отсутствие. Судебная коллегия по
административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным ходатайство истца удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и возражений на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые представлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 Порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утверждённого постановлением правительства Астраханской области от 29 июня 2015 г. № 284-П, годовой размер арендной платы, определяется по формуле: АП = С х КС, где АП - годовой размер арендной платы за земельный участок; С - ставка арендной платы за земельный участок, выраженная в процентах; КС - кадастровая стоимость земельного участка. Ставки арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации на распоряжение такими земельными участками.
Решением Совета муниципального образования «Город Харабали» Харабалинского района Астраханской области от 16 сентября 2016 г. № 27 утверждены базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, находящихся в границах города.
Пунктом 3 решения установлено, что оно вступает в силу со дня его подписания.
Согласно пункту 4 решения, при расчете арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, находящихся в границах муниципального образования «Город Харабали», применяются базовые ставки, утвержденные данным решением.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального
образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В силу статьи 51 Устава муниципального образования «Город Харабали» решения Совета муниципального образования вступают в силу после их официального опубликования, если иное не оговорено в самом правовом акте.
Согласно пункту 1.2 Положения об обнародовании нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Город Харабали», утвержденного решением Совета муниципального образования «Город Харабали» от 23 июня 2009 г. № 358 нормативные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если в соответствии с Уставом муниципального образования, самими нормативными правовыми актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Исходя из изложенного, оспариваемый пункт 3 решения Совета муниципального образования «Город Харабали» не противоречит нормам федерального законодательства.
Поскольку для нормативных правовых актов Совета муниципального образования «Город Харабали», утверждающих базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, специальный порядок вступления их в силу не установлен, то представительный орган вправе определить в самом нормативном правовом акте иной порядок вступления его в силу - со дня подписания.
Согласно материалам дела ФИО1 является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения (пастбища) с кадастровым номером 30:10:100:602:33, площадью 12 000 000 квадратных метров, расположенного в 45 километрах на северо-восток от г. Харабали южнее урочища пески Карасандак.
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции в производстве Арбитражного суда Астраханской области находилось дело по иску администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области к ФИО1 о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01 января по 31 декабря 2016 г.
Расчёт арендной платы произведён администрацией на основании положений оспариваемого нормативного правого акта, установившего базовую ставку арендной платы в год для земельных участков сельскохозяйственного назначения (пастбища) в размере 0,87%.
До принятия оспариваемого нормативного правового акта базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся в границах муниципального образования «Город Харабали» были установлены решением Совета
муниципального образования «Харабалинский район» от 11 августа 2010 г. № 70. Так, для пастбищ ставка арендной платы в год составляла 0,46%.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» предусмотрен принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Удовлетворяя административные исковые требования в части оспаривания пункта 4 решения Совета муниципального образования «Город Харабали» Харабалинского района Астраханской области от 16 сентября 2016 г. № 27, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение арендаторов земельных участков.
Как установлено пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Случаи пересмотра размера арендной платы за земельные участки в одностороннем порядке по требованию арендодателя предусмотрены в Порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 29 июня 2015 г. № 284-П.
Указанный Порядок не предусматривает возможности изменения арендной платы в одностороннем порядке за истекший период в случае принятия нормативного правового акта, ухудшающего положения арендаторов.
В данном случае, оспариваемая норма допускает применение установленной базовой ставки для расчета арендной платы за период времени, предшествующий установлению этого коэффициента, в связи с чем пункт 4 оспариваемого нормативного правового акта влечет ухудшение положения административного истца как арендатора земельного участка, поскольку обязывает его внести арендную плату за прошедший период в увеличенном
размере, что противоречит принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Астраханского областного суда от 19 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1 и Совета муниципального образования «Город Харабали» Харабалинского района Астраханской области - без изменения.
Председательствующий
Судьи