ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3-109/04 от 27.10.2004 Верховного Суда РФ

Дело № 75-Г04-4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 27 октября 2004 года 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда 

Российской Федерации

в составе
председательствующего М.Н. Лаврентьевой
судей Т.И. Ерёменко и В.Н. Соловьева

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению  Администрации местного самоуправления г. Петрозаводска о признании  несоответствующим федеральному законодательству ст. 33 Закона  Республики Карелия от 25.02.1997 года «О государственном и  муниципальном жилищных фондах и их использовании» в части по  кассационной жалобе администрации г. Петрозаводска на решение  Верховного Суда Республики Карелия от 5 августа 2004 года суда, которым  постановлено: В удовлетворении заявления администрации местного  самоуправления г. Петрозаводска о признании несоответствующим  федеральному законодательству ст. 33 Закона РК № 176-ЗРК от 25.02.1997 г.  «О государственном и муниципальном жилищных фондах и их  использовании» в части предоставления жилья категориям лиц, указанных в  п. 3 ч. 1 ст. 33 указанного закона - отказать. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И.  Ерёменко, объяснения представителя администрации г. Петрозаводска ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения  представителей главы Республики Карелия ФИО2, Министерства  Финансов Республики Карелия ФИО3, возражавших против  удовлетворения кассационной жалобы, заключение помощника Генерального  прокурора Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей уточнить  резолютивную часть решения, а решение подлежащим оставлению без 


УСТАНОВИЛА:

Администрация г. Петрозаводска обратилась в суд с заявлением о  признании несоответствующими федеральному законодательству положений  ч. 2 ст. 33 в части применения п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона Республики Карелия от  25.02.1997. «О государственном и муниципальном жилищных фондах и их  использовании» (с изменениями и дополнениями на 12.10.2001.), которым  установлено, что «детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения  родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или  муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях  здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и  других учреждениях, независимо от форм собственности для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских  домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки  (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах  Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих  наказание в виде лишения свободы, если им не могут быть возвращены  жилые помещения, которые они ранее занимали, жилые помещения во  внеочередном порядке предоставляются органами местного самоуправления. 

В обоснование требований указано, что отношения, возникающие в  связи с предоставлением и обеспечением дополнительных гарантий по  социальной защите прав данной категории граждан, в том числе  дополнительных прав на жилое помещение, регулируются Федеральным  законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей», а в соответствии со ст. 2  указанного Закона предметом его регулирования являются отношения,  возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами  государственной власти дополнительных гарантий указанной категории  граждан, а ст. 4 указанного Закона также установлено, что дополнительные  гарантии указанной категории граждан, предоставляются в соответствии с  действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются  государством. 

Частью второй статьи 4 указанного Закона определены основные  полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению  этих дополнительных гарантий. 

Вместе с тем, исходя из общих принципов организации органов  государственной власти, органы местного самоуправления, в том числе и  исполнительные органы местного самоуправления, не могут быть отнесены  к структуре «органов исполнительной власти», а в соответствии со ст. 12  Конституции РФ, ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.1995. они не входят в  систему органов государственной власти. 

По мнению заявителя полномочия по обеспечению жилыми  помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  возложены федеральным законодательством на органы государственной  власти, но не на органы местного самоуправления. 

Кроме того, истец указывает, что в соответствии со ст. 2 Федерального  закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» местное  самоуправление в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ  самостоятельная власть. Перечень вопросов местного значения установлен  статьей 6 названного Закона, в соответствии с которой обеспечение жилыми  помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не  относится к вопросам местного значения. 

Администрация г. Петрозаводска полагает, что при возложении  органами государственной власти Республики Карелия на органы местного  самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии со ст.  38 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в  РФ» в местные бюджеты должны быть переданы денежные средства,  необходимые для приобретения жилых помещений для данной категории  граждан. 

В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ обеспечение  реализации решений органов государственной власти Республики Карелия,  приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению  бюджетных доходов местных бюджетов, финансируется исключительно из  бюджета Республики Карелия. 

Администрация г. Петрозаводска указывает, что с момента принятия  оспариваемого закона средства на реализацию Федерального закона «О  дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей» из республиканского бюджета не  выделялись, в республике сложился порядок предоставления жилья на  территории Республики Карелия такой, что Комиссия при Правительстве  Республики Карелия принимает решения о выделении денежных средств  для приобретения жилья вышеуказанным категориям граждан. 

При этом решение об утверждении кандидатуры из числа детей сирот,  которой будет предоставлено жилье, принимается на заседании городской  комиссии по жилищным вопросам. При наличии этих двух решений между  ГУ «Управление капитального строительства при Госстрое Республики  Карелия» и Администрацией г. Петрозаводска заключается договор о  финансировании приобретения жилья для указанной категории граждан. 

Таким образом, Правительство Республики Карелия фактически  признало за собой обязанность по приобретению и предоставлению жилья  детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. 

В связи с изложенным, заявитель просил признать ч. 2 ст. 33  вышеназванного Закона в части возложения на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилья детям-сиротам и  детям, оставшимся без попечения родителей, противоречащей федеральному  законодательству и нарушающей компетенцию органов местного  самоуправления и просили обязать Законодательное собрание Республики  Карелия внести соответствующие изменения в Закон. 

В судебном заседании представители органа местного самоуправления  г. Петрозаводска заявление поддержали, пояснив вышеизложенное. Просили  признать ч. 2 ст. 33 в части применения п. 3 ч. 1 указанной статьи  несоответствующим федеральному законодательству, а именно ч. 1 п. 2 ст. 8  Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Считают, что не  предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в настоящее  время предоставлять жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без  попечения родителей, данная обязанность вышеуказанным федеральным  Законом возложена на органы исполнительной власти, каковыми органы  местного самоуправления не является. Подтвердили сложившийся порядок  предоставления жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения  родителей при участии органов исполнительной власти. 

Представитель Законодательного собрания Республики Карелия с  заявлением не согласился, считает, что вопросы предоставления жилых  помещений отнесены к ведению органов местного самоуправления, поэтому  оспариваемые положения Закона Республики Карелия от 25.02.1997 г. в  части обязанности органов местного самоуправления предоставлять жилье  детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не  противоречат федеральному законодательству. 

Представитель Администрации Главы Республики Карелия с  заявлением также не согласился, т.к. вышеназванные положения Закона  Республики Карелия дублируют положения Жилищного кодекса и  обязанность предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без  попечения родителей возложена на органы местного самоуправления. 

Представитель Министерства Финансов Республики Карелия с  заявлением также не был согласен, полагая, что вышеназванные положения  Закона Республики Карелия не противоречат федеральному  законодательству. В бюджете Республики Карелия во исполнение  Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены  капитальные вложения на строительство и приобретения жилья указанной  категории граждан. 

По делу постановлено указанное выше решение. 

Администрация г. Петрозаводска подала кассационную жалобу, в  которой просит решение отменить и принять новое, которым удовлетворить  заявленные требования. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения. 


Разрешая заявленное требование, суд исходил из того, что в силу ст.  72 Конституции Российской Федерации, жилищное законодательство  относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации, а согласно ст. 3 Закона РФ «Об основах  федеральной жилищной политики», органы государственной власти и  управления, органы местного самоуправления обеспечивают: порядок учета  жилищного фонда, распределения и предоставления гражданам жилых  помещений по договорам найма, аренды... 

Согласно ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое  помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без  попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшимся  без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных  или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях  здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и  других учреждениях независим от форм собственности для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских  домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки  (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах  Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих  наказание в виде лишения свободы, если им не могут быть возвращены  жилые помещения, которые они ранее занимали, а в силу ст. ст. 15, 42  Жилищного кодекса РСФСР вопросы предоставления жилья гражданам  возложены на исполкомы Советов народных депутатов (т.е. органы  местного самоуправления). 

С учетом изложенного суд правильно сделал вывод о том, что  обязанность предоставления жилья указанной категории граждан, также как  и ряда других категорий граждан, возложены жилищным кодексом на  органы местного самоуправления. 

Поскольку положения ст. 33 Закона Республики Карелия «О  государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании»  дублируют положения ст. 37 Жилищного кодекса они не противоречат  действующему федеральному законодательству. 

Суд не согласился с доводами представителя заявителей о том, что  положения ч. 2 ст. 33 в части предоставления жилья указанной категории  граждан органами местного самоуправления противоречат федеральному  законодательству, в частности положениям ч. 1 п. 2 ст. 8 Федерального  закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку федеральным  законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены  дополнительные гарантии по обеспечению указанной категории граждан  жилой площадью органами исполнительной власти. 

Законодатель в п. 2 ч. 1 ст. 8 указал, что дети-сироты и дети,  оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами  исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой  площадью не ниже установленных социальных норм, а в статье 4 указанного  Закона предусмотрено, что «органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение в рамках  бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 

Суд также исходил из того, что обеспечение жильем может  происходить в различной форме, путем предоставления государственного  жилья, покупки, строительства жилья и т.п. 

Поскольку дополнительные гарантии обеспечения органами  исполнительной власти детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей жильем в Республике Карелия обеспечиваются тем, что в Законе о  бюджете, (в Бюджете Республики Карелия на 2004 год, в Приложении № 7)  предусматриваются капитальные вложения, в частности на строительство и  приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, при Правительстве Республике Карелия существует комиссия по  строительству и приобретению жилья для детей сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, которая принимает решения о выделении  денежных средств, для приобретения жилья вышеуказанным категориям  граждан, суд правильно указал в решении, что изданием Федерального  закона «О дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей» законодатель не освободил органы местного  самоуправления от обязанности по предоставлению жилья указанной выше  категории граждан, возложенных на них как федеральным  законодательством, так и законодательством субъекта РФ, а лишь  предусмотрел дополнительное обеспечение со стороны органов  исполнительной власти с целью решения вопросов по предоставлению  жилья. 

С учетом изложенного суд правильно пришел к выводу о том, что  заявление органа местного самоуправления г. Петрозаводска о признании  несоответствующим федеральному законодательству ст. 33 Закона  Республики Карелия «О государственном и муниципальном жилищных  фондах и их использовании» от 21.12. 1996 (с изменениями и дополнениями  на 12.10.200Иода) удовлетворению не подлежит. 

Суд правильно также указал в решении, что суд не вправе  удовлетворить требование об обязанности Законодательного собрания внести  изменения в вышеназванный Закон. 

Доводы в кассационной жалобе по существу сводятся к тому, что  органы местного самоуправления не имеют возможности обеспечивать  указанную категорию лиц жилыми помещениями, но они не свидетельствуют  о неправильности постановленного по делу решения, поскольку суд,  проверяя соответствие нормы закона Республики Карелия федеральному  законодательству, не установил противоречий в законах. 

Оснований к отмене постановленного решения не имеется, но следует  уточнить резолютивную часть решения, т.к. суд не указал в ней какую часть статьи 33 Закона РК № 176-ЗРК от 25.02.1997 г. (с изменениями и  дополнениями на 12.10.2001.) «О государственном и муниципальном  жилищных фондах и их использовании». 

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам  Верховного Суда Российской Федерации 

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Верховного Суда Республики Карелия от 5 августа 2004  года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г.  Петрозаводска- без удовлетворения. 

Уточнить резолютивную часть решения, изложив ее в следующей  редакции. 

В удовлетворении заявления администрации местного  самоуправления г. Петрозаводска о признании несоответствующей  федеральному законодательству ч.2 ст. 33 Закона РК № 176-ЗРК от  25.02.1997 г. (с изменениями и дополнениями на 12.10.2001.) «О  государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании»  в части предоставления жилья категориям лиц, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 33  указанного закона - отказать.