ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 63-Г05-10
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.
i удей Хаменкова В.Б. и ФИО1
рассмотрела в судебном заседании от 25 января 2006 года дело по кассационному представлению прокурора Ненецкого автономного округа на решение суда Ненецкого автономного округа от 14 октября 2005 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании статьи 3 Закона Ненецкого автономного округа от 5 июля 2005 года № 602-03 «О социальной поддержке участников боевых действий и вооруженных конфликтов в Афганистане, Чеченской Республике и других локальных войн» противоречащей федеральному и региональному законодательству.
*асл>шав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО2, полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
! IpoKvpop Ненецкого автономного округа обратился в суд Ненецкого автономного округа с заявлением о признании статьи 3 Закона Ненецкого автономного округа от 5 июля 2005 года № 602-03 «О социальной поддержке участников боевых действий и вооруженных конфликтов в Афганистане. Чеченской Республике и других локальных войн», предусматривающей вступление в силу данного закона со дня его официального опубликования.
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемая норма противоречит пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-Ф 3 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым законы субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Решением суда Ненецкого автономного округа от 14 октября 2005 года в удовлетворении заявления прокурору Ненецкого автономного округа отказано.
В кассационном представлении прокурор просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Защита прав и свобод человека и гражданина как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установлен пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд правильно указал на то, что предусмотренное пунктом 5 статьи 8 названного выше Федерального закона правило о вступлении законов в силу через десять дней после их официального опубликования применимо к тем законам субъектов Российской Федерации, которые приняты непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, закрепленных в пункте «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Подобная позиция согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 10 марта 2005 года № ^1-0 по запросу Самарского областного суда о проверке конституционности пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В пункте 3 данного Определения Конституционный Суд Российской Федерации указал, что поскольку защита прав и свобод человека и гражданина - предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), установление сроков вступления в силу законов субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к этой сфере правового регулирования, является прерогативой законодательного органа субъекта Российской Федерации, если иное не установлено общим или специальным федеральным законом.
Предусмотренное пунктом 5 статьи 8 общего Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» правило вступления законов в силу не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов. Установление же факта наличия (или отсутствия) в законе субъекта Российской Федерации положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, входит в компетенцию судов.
Как установлено судом, Законом Ненецкого автономного округа «О социальной поддержке участников боевых действий и вооруженных конфликтов в Афганистане, Чеченской республике и других локальных
войн» .\ь 602-03 от 5 июля 2005 года установлены дополнительные меры социальной поддержки указанной категории граждан.
Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты и социального обеспечения установлены пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, а не пунктом «б» части 1 той же статьи.
Поскольку специальным федеральным законом не установлено иное, суд сделал правильный вывод о том, что окружной законодатель при принятии закона по вопросам социального обеспечения был вправе применить установленное общим федеральным законом правило о его вступлении в силу со дня официального опубликования.
Доводы кассационного представления прокурора о том, что социальное обеспечение наряду с другими правами и свободами включено в раздел 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина)», а потому оспариваемый закон округа затрагивает права и свободы названной в нём категории граждан и должен вступать в силу не ранее чем через десять дней после его официального опубликования, являются необоснованными.
Следуя такой ошибочной логике, любой закон, принятый по вопросам прав и свобод человека и гражданина и затрагивающий их права и свободы, должен вступать в силу не ранее чем через десять дней после его официального опубликования.
При подобном подходе закон, устанавливающий дополнительные меры социальной поддержки отдельной категории граждан, что в силу статьи 39 Конституции Российской Федерации поощряется, лишал бы их права на получение такой поддержки именно со дня официального опубликования закона.
Однако это не отвечало бы провозглашённому в Конституции Российской Федерации принципу высшей ценности человека, его прав и свобод и противоречило бы пункту 5 статьи 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым не ранее чем через десять дней после официального опубликования вступают в силу лишь те законы, которые приняты именно по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, а не по правам и свободам человека и гражданина вообще.
Го, что права и свободы человека и гражданина (социальные, жилищные, трудовые и т.д.) и защита этих прав и свобод по своему смысловому значению являются разными понятиями, следует и из статьи 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой обязанность государства - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Прочие доводы представления направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом по правилам статей 12, 56 и 67 ГПК РФ. а потому не могут служить основание для отмены судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение суда Ненецкого автономного округа от 14 октября 2005 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.