ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3-26/03 от 04.07.2003 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 47-Г03-10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе 

председательствующего Кнышева В.П.
судей Харланова А.В., Кебы Ю.Г.

рассмотрела в судебном заседании 4 июля 2003 года гражданское де- ло по кассационным жалобам Законодательного Собрания Оренбургской 

области и Администрации Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 18 апреля 2003 года по заявлению заместителя прокурора Оренбургской области о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с момента  принятия статьи 9 Закона Оренбургской области «Об основах жилищной 

политики в Оренбургской области» в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по переводу жилых помещений в нежилые 

или нежилых помещений в жилые.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хар- ланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО1, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия  по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

Заместитель прокурора Оренбургской области обратился в суд с заяв- лением о признании ст. 9 Закона Оренбургской области «Об основах жилищной политики в Оренбургской области» в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по переводу жилых помещений в  нежилые или нежилых помещений в жилые противоречащей федеральному  законодательству, недействующей и не подлежащей применению с момента  ее принятия, ссылаясь на то, что перевод жилых помещений в нежилые со- гласно ч. 3 ст. 288 ГК РФ производится в порядке, определяемом жилищ- ным законодательством. В соответствии со статьями 8, 9 ЖК РСФСР эти  полномочия в исключительных случаях осуществляются по решению ис- полкома областного Совета народных депутатов, ныне администрации области. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдель- ными государственными полномочиями с передачей необходимых для их  осуществления материальных и финансовых средств согласно ч. 2 ст. 132  Конституции Российской Федерации и п. 4 ст. 6 ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», однако  передачи таких полномочий не было. Осуществление государственного уче- та жилищного фонда на территории области отнесены к полномочиям обла- стных Советов, поэтому, по мнению прокурора, оспариваемое положение  противоречит нормам федерального законодательства и нарушает интересы  государства, а также интересы неопределенного круга лиц, проживающих в  жилых помещениях, так как уменьшение жилого фонда не дает возможность  решить жилищные проблемы и нарушает их право на проживание в жили- ще. 

Решением Оренбургского областного суда от 18 апреля 2003 года за- явление прокурора удовлетворено. 

В кассационных жалобах Законодательного Собрания Оренбургской  области и Администрации Оренбургской области поставлен вопрос об от- мене решения суда в связи с неправильным применением судом норм мате- риального права. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. 

Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области  от 31 октября 2001 года № 337 принят Закон Оренбургской области «Об основах жилищной политики в Оренбургской области». 


В соответствии со статьей 9 данного Закона органы местного самоуправления осуществляют перевод жилых помещений в нежилые или нежилых помещений в жилые. 

В соответствии с ч. 3 ст. 288 ГК РФ перевод помещений из жилых в  нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодатель- ством. 

Согласно ст. 6 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо ее  часть, может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государст- венной, муниципальной собственности, в собственности общественных объ- единений, а также в коллективной собственности. 

Как видно из содержания оспариваемой прокурором нормы, она до- пускает, в силу своей неопределенности, перевод жилых помещений в нежилые или нежилыге в жилые, независимо от того, в чьей собственности они  находятся, без выяснения мнения собственника. 

В то время как права собственника в соответствии со ст. 1 ГК РФ мо- гут быть ограничены на основании федерального закона и только в той ме- ре, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,  нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспе- чения обороны страны и безопасности государства. 

При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу о проти- воречии абзаца 14 ст. 9 Закона Оренбургской области «Об основах жилищной политики в Оренбургской области» федеральному законодательству. 

Ссылка на постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.  «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации  на федеральную собственность, государственную собственность республик  в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, ав- тономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную  собственность» правильно признана несостоятельной, поскольку данным  постановлением определялся порядок передачи и оформления объектов собственности, а не порядок перевода жилых помещений в нежилые и нежилые  в жилые. 

Не свидетельствует о незаконности решения суда и ссылка на ст.ст. 55  и 66 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», по- скольку в них определено, что районный и городской Советы устанавлива-ют порядок признания жилых домов и жилых помещений не пригодными  для постоянного проживания и порядок перевода жилых домов и жилых  помещений в нежилые лишь муниципального фонда. 

Нарушения судом норм материального права, которые бы привели к  неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеется 

ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по  гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, 

определила:

решение Оренбургского областного суда от 18 апреля 2003 года оста- вить без изменения, а кассационные жалобы Законодательного Собрания  Оренбургской области и Администрации Оренбургской области - без удов- летворения.