ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 47-Г03-10
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Кнышева В.П.
судей Харланова А.В., Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании 4 июля 2003 года гражданское де- ло по кассационным жалобам Законодательного Собрания Оренбургской
области и Администрации Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 18 апреля 2003 года по заявлению заместителя прокурора Оренбургской области о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с момента принятия статьи 9 Закона Оренбургской области «Об основах жилищной
политики в Оренбургской области» в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по переводу жилых помещений в нежилые
или нежилых помещений в жилые.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хар- ланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО1, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Заместитель прокурора Оренбургской области обратился в суд с заяв- лением о признании ст. 9 Закона Оренбургской области «Об основах жилищной политики в Оренбургской области» в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по переводу жилых помещений в нежилые или нежилых помещений в жилые противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с момента ее принятия, ссылаясь на то, что перевод жилых помещений в нежилые со- гласно ч. 3 ст. 288 ГК РФ производится в порядке, определяемом жилищ- ным законодательством. В соответствии со статьями 8, 9 ЖК РСФСР эти полномочия в исключительных случаях осуществляются по решению ис- полкома областного Совета народных депутатов, ныне администрации области. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдель- ными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств согласно ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и п. 4 ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», однако передачи таких полномочий не было. Осуществление государственного уче- та жилищного фонда на территории области отнесены к полномочиям обла- стных Советов, поэтому, по мнению прокурора, оспариваемое положение противоречит нормам федерального законодательства и нарушает интересы государства, а также интересы неопределенного круга лиц, проживающих в жилых помещениях, так как уменьшение жилого фонда не дает возможность решить жилищные проблемы и нарушает их право на проживание в жили- ще.
Решением Оренбургского областного суда от 18 апреля 2003 года за- явление прокурора удовлетворено.
В кассационных жалобах Законодательного Собрания Оренбургской области и Администрации Оренбургской области поставлен вопрос об от- мене решения суда в связи с неправильным применением судом норм мате- риального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 31 октября 2001 года № 337 принят Закон Оренбургской области «Об основах жилищной политики в Оренбургской области».
В соответствии со статьей 9 данного Закона органы местного самоуправления осуществляют перевод жилых помещений в нежилые или нежилых помещений в жилые.
В соответствии с ч. 3 ст. 288 ГК РФ перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодатель- ством.
Согласно ст. 6 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо ее часть, может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государст- венной, муниципальной собственности, в собственности общественных объ- единений, а также в коллективной собственности.
Как видно из содержания оспариваемой прокурором нормы, она до- пускает, в силу своей неопределенности, перевод жилых помещений в нежилые или нежилыге в жилые, независимо от того, в чьей собственности они находятся, без выяснения мнения собственника.
В то время как права собственника в соответствии со ст. 1 ГК РФ мо- гут быть ограничены на основании федерального закона и только в той ме- ре, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспе- чения обороны страны и безопасности государства.
При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу о проти- воречии абзаца 14 ст. 9 Закона Оренбургской области «Об основах жилищной политики в Оренбургской области» федеральному законодательству.
Ссылка на постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, ав- тономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» правильно признана несостоятельной, поскольку данным постановлением определялся порядок передачи и оформления объектов собственности, а не порядок перевода жилых помещений в нежилые и нежилые в жилые.
Не свидетельствует о незаконности решения суда и ссылка на ст.ст. 55 и 66 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», по- скольку в них определено, что районный и городской Советы устанавлива-ют порядок признания жилых домов и жилых помещений не пригодными для постоянного проживания и порядок перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые лишь муниципального фонда.
Нарушения судом норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеется
ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Оренбургского областного суда от 18 апреля 2003 года оста- вить без изменения, а кассационные жалобы Законодательного Собрания Оренбургской области и Администрации Оренбургской области - без удов- летворения.