ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3-36/03 от 08.07.2003 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 5-Г03-54

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации  в составе 

председательствующего Кнышева В.П.
судей Корчашкиной Т.Е.,

Беспаловой З.Д.

рассмотрела в судебном заседании 8 июля 2003г. дело по иску Кравцова Г  Т к войсковой части , военному комиссариату г.Москвы об обязании  включить в список на перерасчет пенсии, о перерасчете пенсии, взыскании задолженности  по кассационной жалобе войсковой части на решение Московского городского суда  от 28 апреля 2003г., которым исковые требования удовлетворены. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной  Т.Е., объяснения Кравцова Г.Т., 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 

УСТАНОВИЛА:

Кравцов Г.Т. обратился в суд с иском к Военному Комиссариату г. Москвы об  обязании установить оклад по воинской должности, с которой он был уволен из рядов  Вооруженных Сил РФ, в размере 1,5 оклада по воинской должности, пересчитать пенсию с  момента опубликования Указа Президента РФ № 1563 от 23.08.2000 г. 

Окончательно уточнив свои требования, просил обязать войсковую часть  включить его в список военнослужащих, имеющих право на получение социальной  поддержки, обязать Московский военный комиссариат произвести перерасчет пенсии с  учетом индексации суммы по индексу роста пенсии, взыскать задолженность за 28 месяцев  в сумме руб. коп. 

Заявление мотивировано тем, что он был уволен в связи с организационно- штатными мероприятиями, поскольку на должности офицера службы войск и  безопасности военной службы Министерства обороны РФ, которую он занимал, было  предусмотрено воинское звание подполковник- полковник, а директивой Министерства  обороны были внесены изменения в штатное расписание, в соответствии с которым на  этой должности предусмотрено прохождение её офицером в звании подполковник. В  настоящее время должность офицера службы войск и безопасности военной службы  Министерства обороны РФ сохранилась, на ней произошло увеличение содержания в связи с Указом Президента № 1563 в 1,5 раза. Поэтому его пенсия должна быть пересчитана с  учетом этого увеличения, однако в перерасчете пенсии ему отказано. 

Решением Московского городского суда от 28 апреля 2003г. войсковая часть  обязана включить Кравцова Г Т в список военнослужащих,  непосредственно участвовавших в одном из видов деятельности, указанных в перечне,  утвержденном Указом Президента РФ от 23.08.2000 г. № 1563. 

Взыскать с Военного комиссариата г. Москвы в пользу Кравцова Г  Т задолженность по пенсии с учетом индексации за период с 01.01.2001 г. по  30.04.2003 г. в сумме рубля копеек. 

Военный комиссариат г. Москвы обязан установить выплату пенсии Кравцову  Г Т с 01.05.2003 г. с учетом права на получение адресной социальной  поддержки в размере 1,5 оклада по воинскому званию, предусмотренному для лиц,  непосредственно участвовавших в одном из видов деятельности, указанных в перечне,  утвержденном Указом Президента РФ от 23.08.2000 г. № 1563, в размере рубля  копеек . 

В кассационной жалобе войсковой части поставлен вопрос об отмене  решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение  для дела. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит  оснований для ее удовлетворения. 

Удовлетворяя требования Кравцова Г.Т., суд правильно исходил из того, что  Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 г. № 1563 "О неотложных мерах  социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской  Федерации" утвержден перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и  воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской  Федерации, участие в которой дает право на получение социальной поддержки (пункт 1),  Правительству Российской Федерации поручено утвердить в 2-месячный срок перечень  организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса  Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает  право на получение социальной поддержки (подпункт "д" пункта 3 Указа). 

Таким образом, для получения адресной социальной поддержки необходимо  соблюдение двух условий: I) занятие видом деятельности, указанным в перечне видов  деятельности (утвержден Указом); 2) вхождение организаций и воинских частей в состав  ядерного оружейного комплекса (определяемых Правительством РФ). 

Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента РФ  22.02.2001 г. принято постановление № 145 "О реализации Указа Президента РФ от  23.08.2000 г. № 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного  оружейного комплекса Российской Федерации", определяющее порядок установления,  выплаты и перерасчета размера дополнительного ежемесячного пожизненного  материального обеспечения (далее именуется - дополнительное обеспечение) работникам,  осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса,  а также утвержден перечень организаций, воинских частей, входящих в состав ядерного  оружейного комплекса РФ, где осуществляются виды деятельности, участие в которой  дает право на получение социальной поддержки (имеет гриф "совершенно секретно"). 

В соответствии с названным документом, который обозревался в судебном  заседании, войсковая часть, в которой проходил службу Кравцов Г.Т., включена в  названный список организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, в которых предусмотрена адресная  социальная поддержка. 

В соответствии с п.З перечня видов деятельности, осуществляемой в организациях  и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской  Федерации, участие в которой дает право на получение социальной поддержки (утвержден  Указом Президента РФ от 23.08.2000 г. № 1563), к такой деятельности относятся:  хранение, техническое обслуживание, транспортировка, подготовка к применению  ядерных боеприпасов и их составных частей, содержащих делящиеся материалы,  радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, предупреждение и  ликвидация аварий с ядерными зарядами и (или) ядерными боеприпасами, а также  деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и  обеспечению безопасности при их проведении. 

Проанализировав положение о службе войск и безопасности военной службы, в  котором были регламентированы обязанности Кравцова Г.Т. (утверждено 20.01.1999 г.) и  положение о службе войск и безопасности военной службы, утвержденное 14.01.2000 г.  (после увольнения Кравцова Г.Т.), суд пришел к выводу о том, что как в первом, так и во  втором положении о названной службе, при сохранении на должности старшего офицера  службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны РФ, эта служба  предназначена для организации службы войск и безопасности военной службы в  соединениях и воинских частях ГУ, изучения обстановки в войсках, сбора, учета и  обработки информации, осуществлению мер по поддержанию правопорядка и  безопасности военной службы, лишь во втором положении обязанности дополнены тремя  пунктами (л.д. 58, 72-73). 

Судом установлено, что офицер, занимающий в настоящее время должность  старшего офицера службы войск и безопасности военной службы получает выплату  социальной поддержки, установленную Указом Президента РФ от 23.08.2000 г. № 1563. 

С учетом того обстоятельства, что войсковая часть включена в список организаций  и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской  Федерации, на должности старшего офицера службы войск и безопасности военной  службы Министерства обороны РФ предусмотрена выплата социальной поддержки, а  ответчиками не представлено доказательств того, что в обязанности истца не входила  деятельность, связанная с предупреждением и ликвидацией аварий с ядерными зарядами и  ядерными боеприпасами, а также деятельность по контролю за указанными работами и  обеспечению безопасности при их проведении, суд первой инстанции правомерно пришел  к выводу о том, что, что истец должен быть включен в список лиц, имеющих право на  получение социальной поддержки. 

При этом суд правильно указал, что в соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 49 Закона  Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц,  проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной  противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их  семей", пенсии, назначенные военнослужащим, а также надбавки к пенсиям, повышения и  увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия  военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел,  Государственной противопожарной службы, сотрудников уголовно-исполнительной  системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при  исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих,  лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением, (в ред.  Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002). В силу ч.2 той же статьи, порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных в настоящей статье оснований  определяется Правительством Российской Федерации. 

Подпунктом "а" пункта 9 Постановления Совета Министров Правительства  Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941 предусматривается, что пенсия уволенным с  военной службы военнослужащим исчисляется из оклада по последней штатной  должности, оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентной  надбавки за выслугу лет, исчисленной из этих окладов. 

Таким образом, право военнослужащих на увеличение пенсионных платежей  законодателем поставлено в зависимость от увеличения сумм денежного содержания по  должностям, занимаемым на дату увольнения с военной службы. 

Довод кассационной жалобы о том, что согласно директивы НГШ от 25.08.1999г.  ДГШ № 314/9/0595 должность, занимаемая истцом, исключена, и потому он не вправе  претендовать на перерасчет назначенной ему пенсии, нельзя признать состоятельным,  поскольку это обстоятельство не нашло своего подтверждения в судебном заседании.  Напротив, суд пришел к выводу о том, что должность осталась прежней - старший  офицер службы войск и безопасности военной службы штаба ГУ ВС РФ,  изменилось только воинское звание: вместо подполковник - полковник, стало - подполковник, то есть произошло лишь понижение воинского звания. Доказательств, с  достоверностью подтверждающих доводы жалобы, в материалах дела не имеется и  войсковой частью не представлено. 

При таких обстоятельствах суд правильно обязал включить Кравцова Г.Т. в список  на перерасчет пенсии и обязал произвести ее перерасчет. 

Доводов о несогласии с расчетами по определению размера пенсии и  задолженности кассационная жалоба не содержит. 

Исходя из изложенного, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360-362 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским  делам Верховного Суда Российской Федерации 

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Московского городского суда от 28 апреля 2003 г. оставить без  изменения, кассационную жалобу войсковой части - без удовлетворения. 

Председательствующий:
Судьи: