ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва Дело № 33-Г04-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П., судей - Кебы Ю.Г.,
Потапенко СВ.
рассмотрела в судебном заседании от 4 июня 2004 г. дело по заявлению прокурора Ленинградской области о ликвидации Ленинградского областного отделения политической партии «Развитие предпринимательства» и о возложении процедуры ликвидации на ФИО1. по кассационной жалобе Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт- Петербургу и Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 5 апреля 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Потапенко СВ., объяснения представителя Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО2, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО3, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила;
Прокурор Ленинградской области обратился в суд с заявлением о ликвидации Ленинградского областного отделения политической партии «Развитие предпринимательства» и о возложении процедуры ликвидации на ФИО1. Прокурор также просил вынести решение и об исключении сведений о названном выше отделении партии из единого реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что при создании отделения партии допущены грубые нарушения закона, имеющие неустранимый характер.
Решением Ленинградского областного суда от 5 апреля 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт - Петербургу и Ленинградской области просит об отмене решения по тем основаниям, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применен материальный закон.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
В силу ч. 2 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. регистрирующий орган вправе обратить- ся в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии со ст. 2 указанного закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Одновременно в ст. 10 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» говорится, что федеральными заколами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
В силу п.2 ст. 15 Федерального Закона «О политических партиях» № 95-ФЗ от 11 июля 2001 г. решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее -уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Прави- тельством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня № 442 «О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц» в ч.2 п.4 установлено, что федеральный орган юстиции и его территориальные органы осуществляют ведение ведомственного реестра торгово-промышленных палат, общественных объединений (в том числе политических партий и профсоюзов) и религиозных организаций для обеспечения выполнения функций, возложенных на них действующим законодательством.
Пунктом 5 этого Постановления установлено, что решение о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объеди- нений и религиозных организаций утверждается распоряжением федерального органа юстиции или его территориального органа.
Следовательно, внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляют территориальные регистри- рующие органы по месту нахождения юридических лиц на основании решения, принятого федеральным органом юстиции либо его территориальными органами.
Поэтому Главное Управление Министерства юстиции РФ по Санкт- Петербургу и Ленинградской области имеет право на обращение в суд с настоящим иском, хотя по данному делу в суд обратился прокурор, что не противоречит требованиям ст, 45 ГПК РФ.
Согласно п.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в том числе и в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Согласно пункту 3 ст.42 ФЗ «О политических партиях» ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае:
а \ невыполнения требований п.п.1 ,4 и 5 ст.9 настоящего закона; б\ неустранения в установленный решением суда срок нарушений,
послуживших основанием для приостановления деятельности регионального
отделения и иного структурного подразделения политической партии;
в\ отсутствия в региональном отделении политической партии необходимого числа членов политической партии, предусмотренного пунктом 2 ст.З настоящего федерального закона;
г\ неоднократного непредставления региональным отделением политической партии в установленный срок в соответствующий территориальный орган обновленных сведений , необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лид полученных лицензиях.
Как видно из материалов дела, 15 апреля 2002 г. Главное Управление МЮ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выдало свидетельство № 2080 о государственной регистрации регионального отделения политической партии - Ленинградского областного отделения Политической партии «Развитие предпринимательства».
На конференции Ленинградского областного регионального отделения Общероссийского общественного политического движения «Развитие предпринимательства» было принято решение о преобразовании Ленинградского областного регионального отделения Общероссийского общественного политического движения «Развитие предпринимательства» в Ленинградское областное отделение политической партии «Развитие предпринимательства».
На этой же конференции одобрен Устав политической партии «Развитие предпринимательства», принято в члены названной партии 182 человека, председателем Совета Ленинградского областного отделения политической партии «Развитие предпринимательства» избран ФИО4
Не может быть признан правомерным и довод о том, что протокол Конференции Ленинградского областного регионального отделения Общероссийского общественного политического движения «Развитие предпринимательства» от 21.01.02 полностью сфальсифицирован.
В пункте 5.6.2 Устава указано, что конференция регионального отделения считается правомочной при участии в ее работе более половины делегатов, избранных в соответствии с порядком, установленным Советом регионального отделения. Решения конференции принимаются простым большинством голосов присутствующих при наличии кворума. Форма голосования определяется на конференции, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.
На конференции присутствовало и участвовало в голосовании 10 делегатов \ ФИО4 , ФИО5. , ФИО6 , ФИО7. , ФИО8 , ФИО9 .ФИО10 Чеботаренко А.В. , ФИО11, ФИО12 \ , то есть большинство из 15 избранных. Полномочия указанных лиц как делегатов конференции не оспариваются.
При проведении конференции были соблюдены требования п.п. 5.6 -5.6.2 Устава политической партии «Развитие предпринимательства». Нарушения, допущенные при избрании комиссий конференции, не влияют на волеизъявление 10 делегатов конференции и не могут отменить результаты голосования.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.61 ГК РФ, ст.42 ФЗ «О политических партия», суд пришел к правильному выводу об отсутствии каких-либо грубых нарушений закона при создании Ленинградского областного отделения партии «Развитие предпринимательства», достаточных для ликвидации названного регионального отделения партии з соответствии с указанными требованиями законов.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского областного суда от 5 апреля 2004 г. оставить
без изменения, а кассационную жалобу Главного управления Министерства
юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи