ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3-37/04 от 04.06.2004 Верховного Суда РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва Дело № 33-Г04-2 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации в составе: 

председательствующего Кнышева В.П.,  судей - Кебы Ю.Г., 

Потапенко СВ.

рассмотрела в судебном заседании от 4 июня 2004 г. дело по заявлению  прокурора Ленинградской области о ликвидации Ленинградского областного  отделения политической партии «Развитие предпринимательства» и о  возложении процедуры ликвидации на ФИО1. по кассационной  жалобе Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт- Петербургу и Ленинградской области на решение Ленинградского  областного суда от 5 апреля 2004 г. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Потапенко СВ., объяснения представителя Главного управления  Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области  ФИО2, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения  прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО3, полагавшей  решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским  делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила;

Прокурор Ленинградской области обратился в суд с заявлением о  ликвидации Ленинградского областного отделения политической партии  «Развитие предпринимательства» и о возложении процедуры ликвидации на  ФИО1. Прокурор также просил вынести решение и об исключении  сведений о названном выше отделении партии из единого реестра  юридических лиц, ссылаясь на то, что при создании отделения партии  допущены грубые нарушения закона, имеющие неустранимый характер. 

Решением Ленинградского областного суда от 5 апреля 2004 г. в  удовлетворении заявления отказано. 

В кассационной жалобе Главное управление Министерства  юстиции РФ по Санкт - Петербургу и Ленинградской области просит об  отмене решения по тем основаниям, что выводы суда, изложенные в  решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно  применен материальный закон. 

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной  жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по  гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит  оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного  в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями  закона. 

В силу ч. 2 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических  лиц» № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. регистрирующий орган вправе обратить- ся в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае  допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений  закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый  характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов  или иных нормативных правовых актов государственной регистрации  юридических лиц. 


В соответствии со ст. 2 указанного закона государственная регистрация  осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и  Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской  Федерации». 

Одновременно в ст. 10 ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц» говорится, что федеральными заколами может  устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов  юридических лиц. 

В силу п.2 ст. 15 Федерального Закона «О политических партиях» №  95-ФЗ от 11 июля 2001 г. решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее  -уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации  политической партии и ее региональных отделений, а также иных  предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется  уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О  государственной регистрации юридических лиц» федеральным органом  исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании  принимаемого федеральным уполномоченным органом или его  территориальным органом решения о соответствующей государственной  регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с  регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации  политической партии и ее региональных отделений определяется Прави- тельством Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня №  442 «О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и  федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц» в ч.2 п.4  установлено, что федеральный орган юстиции и его территориальные органы  осуществляют ведение ведомственного реестра торгово-промышленных  палат, общественных объединений (в том числе политических партий и  профсоюзов) и религиозных организаций для обеспечения выполнения  функций, возложенных на них действующим законодательством. 

Пунктом 5 этого Постановления установлено, что решение о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объеди- нений и религиозных организаций утверждается распоряжением  федерального органа юстиции или его территориального органа. 

Следовательно, внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляют территориальные регистри- рующие органы по месту нахождения юридических лиц на основании решения, принятого федеральным органом юстиции либо его территориальными  органами. 

Поэтому Главное Управление Министерства юстиции РФ по Санкт- Петербургу и Ленинградской области имеет право на обращение в суд с  настоящим иском, хотя по данному делу в суд обратился прокурор, что не  противоречит требованиям ст, 45 ГПК РФ

Согласно п.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть  ликвидировано по решению суда в том числе и в случае допущенных при его  создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый  характер. 

Согласно пункту 3 ст.42 ФЗ «О политических партиях» ликвидация  регионального отделения и иного структурного подразделения политической  партии по решению суда осуществляется в случае: 

а \ невыполнения требований п.п.1 ,4 и 5 ст.9 настоящего закона; б\ неустранения в установленный решением суда срок нарушений,
послуживших основанием для приостановления деятельности регионального
отделения и иного структурного подразделения политической партии;

в\ отсутствия в региональном отделении политической партии  необходимого числа членов политической партии, предусмотренного  пунктом 2 ст.З настоящего федерального закона; 

г\ неоднократного непредставления региональным отделением  политической партии в установленный срок в соответствующий  территориальный орган обновленных сведений , необходимых для внесения  изменений в единый государственный реестр юридических лид полученных  лицензиях. 

Как видно из материалов дела, 15 апреля 2002 г. Главное Управление  МЮ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выдало  свидетельство № 2080 о государственной регистрации регионального  отделения политической партии - Ленинградского областного отделения  Политической партии «Развитие предпринимательства». 

На конференции Ленинградского областного регионального отделения  Общероссийского общественного политического движения «Развитие  предпринимательства» было принято решение о преобразовании  Ленинградского областного регионального отделения Общероссийского  общественного политического движения «Развитие предпринимательства» в  Ленинградское областное отделение политической партии «Развитие  предпринимательства». 

На этой же конференции одобрен Устав политической партии  «Развитие предпринимательства», принято в члены названной партии 182  человека, председателем Совета Ленинградского областного отделения  политической партии «Развитие предпринимательства» избран ФИО4 


Не может быть признан правомерным и довод о том, что протокол  Конференции Ленинградского областного регионального отделения  Общероссийского общественного политического движения «Развитие  предпринимательства» от 21.01.02 полностью сфальсифицирован. 

В пункте 5.6.2 Устава указано, что конференция регионального  отделения считается правомочной при участии в ее работе более половины  делегатов, избранных в соответствии с порядком, установленным Советом  регионального отделения. Решения конференции принимаются простым  большинством голосов присутствующих при наличии кворума. Форма  голосования определяется на конференции, если иное не предусмотрено  настоящим Уставом. 

На конференции присутствовало и участвовало в голосовании 10  делегатов \ ФИО4 , ФИО5. , ФИО6 , ФИО7. ,  ФИО8 , ФИО9 .ФИО10 Чеботаренко А.В. , ФИО11, ФИО12 \ , то есть большинство из 15 избранных. Полномочия  указанных лиц как делегатов конференции не оспариваются. 

При проведении конференции были соблюдены требования п.п. 5.6 -5.6.2  Устава политической партии «Развитие предпринимательства». Нарушения,  допущенные при избрании комиссий конференции, не влияют на  волеизъявление 10 делегатов конференции и не могут отменить результаты  голосования. 

С учетом изложенного, руководствуясь ст.61 ГК РФ, ст.42 ФЗ «О  политических партия», суд пришел к правильному выводу об отсутствии  каких-либо грубых нарушений закона при создании Ленинградского  областного отделения партии «Развитие предпринимательства», достаточных  для ликвидации названного регионального отделения партии з соответствии с  указанными требованиями законов. 

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд  правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной  жалобе, являются необоснованными. 


На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ Судебная 

коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинградского областного суда от 5 апреля 2004 г. оставить 

без изменения, а кассационную жалобу Главного управления Министерства 

юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без 

удовлетворения.
Председательствующий
Судьи