ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3-49/07 от 19.02.2008 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 89-Г08-2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Москва «19» февраля 2008 года 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации в составе: 

председательствующего - Кнышева В.П.
судей - Горшкова В.В. и Пчелинцевой Л.М.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу представителя  Тюменского областного общественного фонда участников локальных войн и  вооруженных конфликтов «Заря» Ткача Д.Г. на решение Тюменского  областного суда от 23 ноября 2007 года по делу по иску Главного управления  Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты- Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам к Тюменскому  областному общественному фонду участников локальных войн и вооруженных  конфликтов «Заря» о ликвидации и исключении из Единого государственного  реестра юридических лиц. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Кнышева В.П., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской Федерации 

установила:

Главное управление Федеральной регистрационной службы по  Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным  округам обратилось в суд с иском о ликвидации и исключении из Единого  государственного реестра юридических лиц Тюменского областного  общественного фонда участников локальных войн и вооруженных конфликтов  «Заря». 


В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что  Управлением Министерства юстиции РФ по Тюменской области 9 сентября  1999 года был зарегистрирован Тюменский областной общественный фонд  участников локальных войн и вооруженных конфликтов «Заря». 

В связи с нарушением фондом требований п. 1.7 Устава, абз. 2 ч. 1, абз. 4  ч. 1 и ч. 2 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях»  Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Тюменской  области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам в  адрес руководящего органа фонда 5 мая 2005 года было вынесено  предупреждение в порядке ч. 1 ст. 42 Федерального закона «Об общественных  объединениях». 8.12.98 г. в адрес руководящего органа фонда вынесено  предупреждение за нарушения требований Федерального закона «Об  обществе». 

Предупреждение в суд обжаловано не было.

Нарушения положений действующего законодательства Российской  Федерации, изложенные в предупреждение, фондом не были устранены. 

Представитель Тюменского областного общественного фонда участников  локальных войн и вооруженных конфликтов «Заря» Хайрулин Р.Т. иск признал. 

Решением Тюменского областного суда от 23 ноября 2007 года иск  удовлетворен, суд ликвидировал Тюменский областной общественный фонд  участников локальных войн и вооруженных конфликтов «Заря» и исключил его  из Единого государственного реестра юридических лиц. 

В кассационной жалобе представитель Тюменского областного  общественного фонда участников локальных войн и вооруженных конфликтов  «Заря» Ткач Д.Г. просил отменить решение суда, указывая на то, что суд  неправильно истолковал нормы материального права и допустил существенные  нарушения норм процессуального права. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены  решения постановленного в соответствии с установленными в суде  обстоятельствами и требованиями закона. 

В соответствии с ч. 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации  органы государственной власти, органы местного самоуправления,  должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать  Конституцию РФ и законы. 

Обязанность соблюдать законодательство РФ, общепризнанные  принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его  деятельности, возложена на общественные объединения ст. 29 (абзац 1 части 1)  Федерального закона от «Об общественных объединениях». 

Согласно ст.44 Федерального закона от 19 мая 1995 года «Об  общественных объединениях» одним из оснований для ликвидации являются  нарушения общественным объединением Конституции РФ, федеральных  конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным  объединением деятельности, противоречащей его уставным целям. 

В соответствии с абзацем 4 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995  года Тюменский областной общественный фонд участников локальных войн и  вооруженных конфликтов «Заря» обязан был ежегодно информировать орган,  принявший решение о государственной регистрации общественного  объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного  места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия  и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений,  включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. 

Как видно из материалов дела, общественное объединение с момента  регистрации не представляло в регистрирующий орган указанные выше  сведения, а также в связи с внесением изменений в ст.29 ФЗ «Об общественных  объединениях» не представило сведения о поступлении средств от  международных и иностранных организаций, о целях их расходования и  фактическом расходовании. 

В нарушение п.4.2 Устава обращение от имени Фонда «Заря»  осуществлялось заместителем председателя, должность которого уставом не  предусмотрена, в нарушение п. 1.7. устава вынесено решение о создании  регионального объединения в субъекте РФ на который не распространяется  деятельность фонда. 

При таких обстоятельствах, принимая решение об удовлетворении иска,  суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно  пришел к выводу, что, несмотря на принятые к Тюменскому областному  общественному фонду участников локальных войн и вооруженных конфликтов  «Заря» меры предупреждения о нарушении этим движением требований закона,  указанное общественное объединение не устранило допущенные нарушения. 

Этот вывод мотивирован, подтвержден имеющимися в деле  доказательствами, приведенными в решении, и оснований для признания его  неправильным не установлено. Из материалов дела видно, что при разбирательстве дела в суде представитель Тюменского областного  общественного фонда участников локальных войн и вооруженных конфликтов  «Заря» Хайрулин Р.Т. иск признал. 

Оценив собранные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ,  суд правильно в соответствии с ч. 2 ст.43 Федерального закона от 19 мая 1995  года «Об общественных объединениях» разрешил заявленное требование о  ликвидации общественного объединения. 

Довод представителя Тюменского областного общественного фонда  участников локальных войн и вооруженных конфликтов «Заря» Ткача Д.Г.,  изложенные в кассационной жалобе, о том, что данный спор подлежит  рассмотрению в районном суде, не может являться основанием для отмены  решения Тюменского областного суда от 23 ноября 2007 года, поскольку  гражданские дела, связанные с приостановлением деятельности или  ликвидации межрегиональных и региональных общественных объединений в  соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 26 ГПК РФ подсудны областному  суду. 

Нарушение норм материального и процессуального права, повлекшее  вынесение незаконного решения, в том числе и те, на которые имеется ссылка в  кассационной жалобе, судом не допущено. 

С учетом изложенного решение суда следует признать законным и  оснований к его отмене по доводам кассационной жалобы не имеется. 

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 373, 374

Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Тюменского областного суда от 23 ноября 2007 года оставить  без изменения, а кассационную жалобу представителя Тюменского областного  общественного фонда участников локальных войн и вооруженных конфликтов  «Заря» Ткача Д.Г.- без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи