ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3-79/03 от 15.07.2003 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 83-Г03-13

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе 

председательствующего Кнышева В.П.
судей Харланова А.В., Нечаева В.И.

рассмотрела в судебном заседании 15 июля 2003 г. гражданское дело  по кассационной жалобе Брянской областной Думы на решение Брянского  областного суда от 23 апреля 2003 г. по заявлению глав муниципальных образований г.Фокино Дятьковского района и поселка городского типа Климово Климовского района Брянской области, Фокинского городского Сове- та народных депутатов, Климовского поселкового Совета народных депутатов и Богданова А.С. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Брянской области «Об областном бюджете на 2003 год». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хар- ланова А.В., объяснения представителя Брянской областной Думы Чумакова  В.Н., финансового управления Брянской области Галушко Д.В., заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А.,  полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по  гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 


Глава муниципального образования г.Фокино Дятьковского района и  глава муниципального образования пгт.Климово Климовского района Брянской области, Фокинский городской Совет народных депутатов, Климовский поселковый Совет народных депутатов Брянской области и Богданов  А.С. обратились в суд с заявлениями о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия Закона  Брянской области «Об областном бюджете на 2003 год» от 17 декабря 2002  года № 91-3, мотивируя тем, что решением Брянского областного суда от 9  октября 2002 года Закон Брянской области «Об упразднении муниципального образования г.Фокино Дятьковского района Брянской области» и Закон  Брянской области «Об упразднении муниципального образования поселка  Климово Брянской области» были признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не влекущими правовых по- следствий со дня вступления решения суда в законную силу. 

Указанное решение суда вступило в силу с 24 декабря 2002 года, а  именно со дня вынесения определения кассационной инстанцией Верховного Суда Российской Федерации об оставлении решения суда без изменения. 

Вместе с тем, органами государственной власти в Закон Брянской области от 17 декабря 2002 года № 91-3 «Об областном бюджете на 2003 год»  12 февраля 2003 года были внесены изменения и дополнения, однако в на- рушение норм действующего законодательства (ст.5 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», ст.6 ФЗ «Об об- щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.48 Бюджетного Кодекса РФ, ст.9 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ») в нем не прописаны отдельной строкой муниципальные образования город Фокино Дятьковского района и  пгт.Климово Климовского района Брянской области, в связи с чем нарушаются права данных муниципальных образований, поскольку они не финан- сируются из бюджета области, чем нарушаются и права граждан, прожи- вающих на указанных территориях. 

Решением Брянского областного суда от 23 апреля 2003 г. заявление  удовлетворено частично. 

Признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 24 декабря 2002 г. Закон Брянской области от 17 декабря 2002 г.   № 91-3 «Об областном бюджете на 2003 год» в части финансирования муниципальных образований г.Дятьково и Дятьковский район и Климовский  район Брянской области, в остальной части требования заявителей оставле- ны без удовлетворения. 

В кассационной жалобе Брянской областной Думы поставлен вопрос  об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в связи с неправильным определением юридически значимых обстоятельств и на- рушением норм материального права. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оснований для  отмены решения суда не находит. 

Как видно из материалов дела и установлено судом решением судеб- ной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 9 октября 2002 года Закон Брянской области «Об упразднении муниципального образования г.Фокино Дятьковского района Брянской области» от 11 февраля  2002 года № 8-3 и Закон Брянской области «Об упразднении муниципального образования поселка Климово Брянской области» от 12 марта № 12-3  признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не влекущими правовых последствий со дня вступления решения в  законную силу. Указанное решение суда было оставлено без изменения оп- ределением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда  Российской Федерации 24 декабря 2002 года. 

Закон Брянской области «Об областном бюджете на 2003 год» был  принят Брянской областной Думой 27 ноября 2002 года и подписан главой  администрации (губернатором) Брянской области 17 декабря 2002 года   № 91-3 (в ред. Законов Брянской области от 12.02.2003 № 14-3; от  14.03.2003 № 15-3), опубликован 26 декабря 2002 г. 

В оспариваемом заявителями Законе определено финансирование 31  муниципального образования, а такие муниципальные образования как город Фокино Дятьковского района Брянской области и пгт.Климово Климовского района Брянской области в нем не указаны, хотя изменения в данный  Закон вносились 12 февраля 2003 года, и 14 марта 2003 года, то есть после  восстановления своих прав в судебном порядке муниципальными образованиями пгт.Климово и г.Фокино Брянской области. 

Таким образом, муниципальные образования город Фокино и  пгт.Климово Брянской области, как самостоятельные бюджетополучатели  не были включены в Закон Брянской области «Об областном бюджете на  2003 год», что, как правильно указал суд в решении, противоречит требова- ниям федерального законодательства и нарушает их права, так как согласно  ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации призна- ется и гарантируется местное самоуправление. 

В подтверждение своего вывода суд обоснованно сослался на положе- ния статей 5, 9, 10 Федерального закона «О финансовых основах местного  самоуправления в Российской Федерации», статью 6 Федерального закона  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации, ст.48 Бюджетного Кодекса РФ, содержащих нормы об экономи- ческой и финансовой самостоятельности муниципальных образований. 

В статьях самого Закона отсутствуют названия муниципальных образований Брянской области, в нем изложены основные положения регули-рующие бюджетные отношения субъекта Федерации, поэтому доводы заявителей о признании полностью Закона Брянской области «Об областном  бюджете на 2003 год» противоречащим федеральному законодательству, по  причине, что в нем не указаны муниципальные образования города Фокино  и пгт.Климово Брянской области, судебная коллегия правильно признала  необоснованными. Вместе с тем, поскольку в оспариваемом Законе области  в статьях имеются ссылки на Приложения, которые являются неотъемлемой  частью самого Закона области и в них в частности, в Приложениях №№ 2, 7- 9 перечисляются муниципальные образования, в которых определены нор- мативы отчислений (в процентах) от регулирующих доходов, доля (в про- центах) средств, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, распределение субвенций и т.п., то есть финансирование  муниципальных образований области, однако такие муниципальные образования, как город Фокино и пгт.Климово Брянской области не указаны, суд  правильно указал в решении, что тем самым нарушаются права данных муниципальных образований, лиц, проживающих на территории данных муниципальных образований, в том числе заявителей. 

Поскольку судом установлено, что после упразднения муниципальных  образований город Фокино и пгт.Климово, все вопросы находившиеся в их  ведении были переданы муниципальным образованиям соответственно  г.Дятьково и Дятьковский район и Климовский район, и финансирование  этих муниципальных образований в Законе Брянской области «Об областном бюджете на 2003 год» было предусмотрено с учетом упраздненных муниципальных образований, суд пришел к правильному выводу о том, что  Закон Брянской области «Об областном бюджете на 2003 год» с 24 декабря  2002 года, то есть со дня вступления решения суда от 9 октября 2002 года в  законную силу, стал противоречить федеральному законодательству, так как  указанные муниципальные образования: г.Дятьково и Дятьковский район,  город Фокино, Климовский район и пгт.Климово Брянской области должны  быть предусмотрены в Законе области самостоятельно и, финансироваться с  начала бюджетного года также самостоятельно, как до упразднения муниципальных образований г.Фокино и пгт.Климово Брянской области. 

Доводы представителей Брянской областной Думы и администрации  Брянской области о том, что предусмотреть в Законе Брянской области «Об  областном бюджете на 2003 год» самостоятельно финансирование муниципальных образований город Фокино и пгт.Климово невозможно, так как не  приняты Законы о разграничении предметов ведения и объектов муници- пальной собственности между муниципальными образованиями Климовский район и пгт.Климово, а также город Фокино и г.Дятьково и Дятьковский район, обоснованно признаны несостоятельными, поскольку, как правильно указал суд, эти муниципальные образования были созданы в резуль- тате проведенных выборов в 1996-1997 годах и до настоящего времени та- ких Законов о разграничении предметов ведения не было принято, хотя ука-занные муниципальные образования в Законе области об областном бюджете 2002 г., то есть до упразднения этих муниципальных образований были  предусмотрены, как самостоятельные бюджетополучатели, поэтому во ис- полнение судебных решений, признавших противоречащими федеральному  закону нормативные акты об упразднении муниципальных образований город Фокино и пгт.Климово их права следовало восстановить как юридиче- ски, так и фактически, что сделано не было. 

Требования заявителей правильно удовлетворены частично, поскольку  Закон Брянской области «Об областном бюджете на 2003 год» противоречит  указанным нормам действующего законодательства только в части финансирования муниципальных образований г.Дятьково и Дятьковский район и  Климовский район Брянской области, которые должны финансироваться  раздельно, без включения финансирования упраздненных муниципальных  образований г.Фокино и пгт.Климово. В остальной части требования заявителей обоснованно оставлены без удовлетворения, в связи с тем, что финансирование иных муниципальных образований принимается самостоятельно  с учетом доходной и расходной частей именно их муниципальных образований, финансированием других бюджетополучателей не нарушаются права  заявителей. 

Оспариваемый Закон правильно признан частично недействующим с  24 декабря 2002 г., поскольку он вступил в силу с указанной даты и в нем не  содержалось нормы на этот момент о самостоятельности финансировании  муниципальных образований г.Фокино и пгт.Климово Климовского района,  Брянской области, несмотря на то, что имелось вступившее в законную силу  решение Брянского областного суда от 9 октября 2002 г., которым Закон  Брянской области «Об упразднении муниципального образования г.Фокино  Дятьковского района Брянской области» и Закон Брянской области «Об упразднении муниципального образования поселка Климово Брянской области» были признаны противоречащими федеральному законодательству и  недействующими с 24 декабря 2002 г. 

Утверждение в кассационной жалобе о том, что обжалуемым решением нарушены права неограниченного круга лиц (бюджетополучателей, а  также населения) на территории муниципальных образований Климовский  район, город Дятьково и Дятьковский район, является несостоятельным. 

Из мотивировочной части решения суда следует, что финансирование  указанных муниципальных образований должно производиться, однако без  учета средств, выделенных для муниципальных образований г.Фокино  Дятьковского района и пгт.Климовов Климовского района Брянской области, финансирование которых должно производиться самостоятельно. 

При возникновении спора между муниципальными образованиями по  поводу использования выделенных средств, они не лишены возможности  разрешить его в установленном законом порядке. 


В случае неясности резолютивной части решения суда Брянская обла- стная Дума вправе обратиться в суд с заявлением о его разъяснении. 

Вывод суда мотивирован, соответствует материалам дела и положени- ям федерального законодательства и оснований считать его неправильным у  Судебной коллегии не имеется. 

Нарушения норм материального и процессуального права, которые бы  привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том чис- ле и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допу- щено. 

Руководствуясь ст.ст.360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по  гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, 

определила:

решение Брянского областного суда от 23 апреля 2003 г. оставить без  изменения, а кассационную жалобу Брянской областной Думы - без удовле-