ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3-89/03 от 05.08.2003 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело 83 ГОЗ-14

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: 

председательствующего Кнышева В.П.
судей Василевской В.П.

ФИО1

рассмотрела в судебном заседании от 5 августа 2003 г. кассационную  жалобу Брянской областной Думы на решение Брянского областного суда от  20 мая 2003 г. по заявлениям ФИО2 и ФИО3 о признании Постановления Брянской областной Думы от 10 марта 1999 г. «Об упразднении  Любохонского поселкового и сельских муниципальных образований, распо- ложенных на территории Дятьковского района» противоречащим федеральному законодательству в части упразднения Березинского и Верховского  сельских муниципальных образований. 

Заслушав доклад судьи Василевской В.П., мнение прокурора Селяни- ной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без измене- ния, Судебная коллегия 

установила:


ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с заявлениями о призна- нии данного постановления в части упразднения Березинского и Верховского сельских муниципальных образований противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия в связи с несоблюде- нием требований Конституции Российской Федерации и нарушением уста- новленных ею конституционных прав населения на местное самоуправление. 

Решением Брянского областного суда от 20 мая 2003 г. заявления  удовлетворены. 

В кассационной жалобе Брянская областная Дума, ссылаясь на непра- вильное определение судом юридически значимых по делу обстоятельств и  неправильное применение норм материального права, просит об отмене ре- шения и направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение. 

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, обсудив  доводы кассационной жалобы и проверив материалы дела, оснований для  отмены решения не находит. 

В силу ст.ст. 12, 130, 131, 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятель- ное решение населением вопросов местного значения, осуществляемое гра- жданами путем референдума, выборов, других форм волеизъявления; изме- нение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий;  местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на  ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией  Российской Федерации и федеральными законами. 

Такие же положения, гарантирующие обеспечение конституционных  прав населения на местное самоуправление, в том числе, и на определение  территорий, в границах которых осуществляется местное самоуправление,  закреплены в ст.ст.2, 3, 11-13, 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г.  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации», ст.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполни- тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 

На основе правильного применения и толкования указанных норм федерального законодательства суд обоснованно пришел к выводу, что оспари- ваемое заявителями постановление Брянской областной Думы от 10 марта  1999 г. в части упразднения Березинского и Верховного сельских муниципальных образований, расположенных на территории Дятьковского района  Брянской области, не соответствует федеральному законодательству и нару- шает конституционные права населения указанных муниципальных образований, в том числе и заявителей, являющихся их жителями.


В нарушение федерального законодательства упразднение Березинского и Верховского сельских муниципальных образований, созданных в ре- зультате проведенных в 1996 г. и 1997 г. выборов при тайном голосовании в  соответствии с требованием действующего на тот период федерального и  областного избирательного законодательства, состоялось посредством лишь  сбора подписей граждан, причем без учета числа избирателей, непосредст- венно принявших участие в формировании этих органов местного самоуправления.  

Таким образом, не адекватность форм, примененных при создании и  упразднении муниципальных образований свидетельствует не только о несо- блюдении конституционных прав населения, но и нарушает волеизъявление  избирателей, выразивших в 1996 г. и 1997 г. свою волю на осуществление  местного самоуправления в Березинском и Верховском сельских муниципальных образованиях. 

Кроме того, вопреки названному выше законодательству при упразднении муниципальных образований и передаче их Дятьковскому районному  муниципальному образованию мнение его населения не было получено. 

Утверждение в кассационной жалобе о законности оспариваемого зая- вителями в части постановления Брянской областной Думы не основано на  законе и материалах дела, изложенные в ней на этот счет доводы были пред- метом судебного исследования и обсуждения, о чем в решении суда содер- жится мотивированный ответ, разделяемый судебной коллегией. 

Нарушений судом требований норм материального и процессуального  права, в том числе и п.З ст. 196 ГПК РФ, не допущено. 

Остальные доводы кассационной жалобы выходят за пределы рассмот- ренного судом требования, в судебном заседании на них не ссылались и не  могут быть приняты кассационной инстанцией во внимание. 

Уставы Березинского и Верховского сельских муниципальных образований действительно судом не исследовались, так как принятых и зарегист- рированных в установленном законом порядке таких уставов не существует,  не представлены они и кассатором (л.д. 141, 143, 144, 155). 

Что касается доводов о полномочиях органов государственной власти  субъекта Российской Федерации на установление и изменение порядка обра- зования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований и т.п., предоставленных им Федеральным законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  (ст.ст. 5, 13), то данное обстоятельство никем не оспаривается, вместе с тем  соблюдение при этом органами государственной власти конституционных  норм по обеспечению прав населения на местное самоуправление, является  обязательным. 


Как установлено судом и подтверждено материалами дела, эти требо-

вания при упразднении Березинского и Верховского сельских муниципальных образований не были соблюдены. 

С учетом изложенного решение суда является законным, обоснован-

ным и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не име-

ется.

Руководствуясь ст.ст.360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Брянского областного суда от 20 мая 2003 г. оставить без из-

менения, кассационную жалобу Брянской областной Думы - без удовлетво-

рения.
Председательствующий
Судьи
нг