ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 300-ЭС19-12932 от 24.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Москва Дело  № 300-ЭС19-12932 31 октября 2019 года

Резолютивная часть определения объявлена 24.10.2019. Полный текст определения изготовлен 31.10.2019.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации в составе председательствующего судьи  Хатыповой Р.А., судей Маненкова А.Н., Попова В.В. рассмотрела в открытом  судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по  интеллектуальной собственности (далее – Роспатент) на решение Суда по  интеллектуальным правам от 25.12.2018 и постановление президиума Суда по  интеллектуальным правам от 22.04.2019 по делу  № СИП-691/2018,

при участии в судебном заседании представителей Роспатента

ФИО1, ФИО2 (доверенности от 26.04.2019); общества с  ограниченной ответственностью «Кондитерская фабрика «Черемушки» (далее  – общество) ФИО3 (доверенность от 08.10.2018).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Хатыповой Р.А., Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации

установила:

общество 09.11.2016 обратилось в Роспатент с заявкой  № 2016742012 о  регистрации в качестве товарного знака словесного обозначения «Кейкпопс»  как фантазийного в отношении товаров 30 класса Международной 


классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее – МКТУ),  приведенных в перечне заявки.

По результатам проверки соответствия заявленного обозначения  требованиям законодательства Роспатент принял решение от 15.12.2017 об  отказе в государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака  ввиду его несоответствия требованиям пункта 1 и пункта 3 статьи 1483  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Рассмотрев возражение общества на решение от 15.12.2017, Роспатент  принял решение от 31.07.2018 об отказе в его удовлетворении.

Считая решение Роспатента от 31.07.2018 незаконным, общество  обратилось в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании  решения недействительным и просило обязать Роспатент зарегистрировать в  качестве товарного знака словесное обозначение «Кейкпопс» по заявке   № 2016742012.

Решением от 25.12.2018, оставленным без изменения постановлением  президиума от 22.04.2019, Суд по интеллектуальным правам удовлетворил  требования общества, признал недействительным решение Роспатента от  31.07.2018, как не соответствующее подпункту 3 пункта 1 и подпункту 1 пункта  3 статьи 1483 ГК РФ. Суд обязал Роспатент продолжить рассмотрение  поданной обществом заявки  № 2016742012 на регистрацию товарного знака.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на  положения статей 1479, 1483, 1499 ГК РФ, пункты 34, 35, 37 Правил  составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для  совершения юридически значимых действий по государственной регистрации  товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденных  приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от  20.07.2015  № 482 (далее - Правила  № 482), пункт 2.2 Рекомендаций по  отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утвержденных  приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 23.03.2001   № 39 (далее – Рекомендации  № 39).

Президиум Суда по интеллектуальным правам поддержал выводы суда  первой инстанции.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Роспатент  просит отменить решение Суда по интеллектуальным правам и постановление  президиума, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

Представители Роспатента в судебном заседании поддержали доводы  кассационной жалобы; представитель общества возражал против доводов  жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения. 


Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и в отзыве  общества на нее, а также приведенных в выступлениях представителей  участвующих в деле лиц, Судебная коллегия пришла к выводу о том, что суды  не учли следующих обстоятельств. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть  на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц  или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право,  удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

В силу пункта 2 части В. статьи 6.quinquies Конвенции по охране  промышленной собственности (Париж, 20.03.1883, далее – Парижская  Конвенция) товарные знаки, подпадающие под действие данной статьи, могут  быть отклонены при регистрации, если знаки составлены исключительно из  знаков или указаний, могущих служить в торговле для обозначения вида,  качества, количества, назначения, стоимости, места происхождения продуктов  или времени их изготовления.

Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков  обозначений, состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том  числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение,  ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта  (подпункт 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ). Указанные элементы могут быть  включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают  в нем доминирующего положения (абзац 6 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ).

Как следует из материалов заявки, заявленное обществом на регистрацию в  качестве товарного знака обозначение «Кейкпопс» является словесным,  выполненным стандартным шрифтом черного цвета буквами кириллического  алфавита, без каких-либо графических особенностей.

Решение Роспатента обусловлено тем, что в отношении части заявленных  товаров 30 класса МКТУ как изделия кондитерские мучные, а именно  пирожные, заявленное обозначение является неохраняемым, поскольку  характеризует товары, указывая на их вид и свойства, в связи с чем не может  быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 1  статьи 1483 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 34 Правил  № 482 в ходе экспертизы заявленного  обозначения устанавливается, не относится ли заявленное обозначение к  объектам, не обладающим различительной способностью или состоящим  только из элементов, указанных в пункте 1 статьи 1483 ГК РФ

К характеризующим товары элементам относятся, в частности, простые  наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указания  свойств товаров (в том числе носящих хвалебный характер); указания 


материала или состава сырья; указания веса, объема, цены товаров; даты  производства товаров (пункт 2.2 Рекомендаций  № 39).

При проведении экспертизы обозначения, заявленного в качестве  товарного знака, необходимо определить, не относятся ли данное обозначение  или его элементы к характеристикам товара. Следует установить, могут ли это  обозначение или его элементы восприниматься как указание на вид, качество,  количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ  производства или сбыта товаров.

Оценка обозначения на соответствие требованиям пункта 1 статьи 1483  ГК РФ производится исходя из восприятия этого обозначения рядовыми,  средними потребителями - адресатами товаров, для индивидуализации которых  испрашивается правовая охрана обозначения, в отношении конкретных  товаров.

При этом, учитывая, что в силу статьи 1479 ГК РФ действие  исключительного права на товарный знак распространяется на территорию  Российской Федерации, оценка иностранных обозначений товаров  осуществляется с учетом их восприятия в качестве названия определенного  товара российскими потребителями. 

Роспатент на основании сведений из общедоступных источников  информации, размещенных в сети Интернет, установил, что обозначение  «Кейкпопс» является названием маленького пирожного на палочке, которое  было придумано кондитером из ФИО4 Дадли, и представляет собой  транслитерацию комбинированного английского слова «cakepops», состоящего  из слов «саkе» (в переводе «торт», «кекс», «пирожное») и «pops» (в переводе  «популярный», «попсовый», «модный»), образовано путем замены первой  части слова «lollipop» (леденец на палочке).

Ссылаясь на установленные сведения, Роспатент сделал вывод о том, что  наименование товара «cakepops», а также его русскоязычный вариант  «кейкпопс» стали известны российским потребителям значительно раньше  даты подачи обществом заявки  № 2016742012.

Суд по интеллектуальным правам, не опровергая факт использования  обозначения «Кейкпопс» в сети Интернет различными лицами для обозначения  кулинарного изделия (бисквитного пирожного на палочке), посчитал, что  обозначение «Кейкпопс» не является видом товара 30 класса МКТУ и не  идентифицируется без указания на конкретный вид такого товара – пирожное, в  связи с чем данное обозначение не указывает на товар; обозначение также не  может ввести потребителя в заблуждение в отношении иных товаров 30 класса  МКТУ, не являющихся пирожными.


Согласно общероссийской торговой классификации вид товара -  совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием  и обозначением (пункт 156 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт  Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного  приказом Федерального агентства по техническому регулированию и  метрологии от 28.08.2013  № 582-ст, в редакции от 29.03.2016).

Вид товара имеет общее назначение с более крупными структурными  единицами (группа, класс), отличаясь от них индивидуальным назначением и  идентификационными признаками; вид товара – это главные свойства или  характеристики, по которым узнается товар.

Определяется вид товара, в том числе в соответствии с Общероссийским  классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034- 2014 (КПЕС 2008), утвержденным приказом Федерального агентства по  техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014  № 14-ст. В указанном  классификаторе, в частности, присутствует такой вид товара как «пирожные».

Вид товара может быть разделен на разновидности в зависимости от  используемой классификации. Разновидности товаров представляют собой еще  более узкое деление, указывающее на ряд частных признаков, характеристик  отдельных видов товаров (пункт 175 ГОСТ Р 51303-2013). 

В кассационной жалобе Роспатент обратил внимание на то, что под  характеристикой товара, в том числе, указывающей на его вид, понимается в  данном случае не только слово «пирожное», но и указание на его  разновидность, например, «эклер», «заварное» и т.д. 

Обозначения, представляющие собой разновидности товара, также могут  быть характеризующими товары, если установлены соответствующие  ассоциативные связи, возникающие у потребителей. 

Роспатент установил, что обозначение «Кейкпопс» используется  современными российскими потребителями в качестве названия маленького  пирожного из бисквитного теста на палочке. 

При названных обстоятельствах, учитывая, что обозначение «Кейкпопс»  однозначно воспринимается российскими потребителями в качестве указания  на мучное кондитерское изделие (пирожное на палочке) и используется  различными лицами в сети Интернет для обозначения кулинарного изделия  (маленького пирожного из бисквитного теста на палочке), Роспатент заключил,  что данное обозначение приобрело значение вида товара и в отношении товара  30 класса МКТУ «изделия кондитерские мучные», а именно пирожное,  характеризует товар. 

Таким образом, Роспатент на основании открытых источников  информации сделал правомерный вывод о том, что заявленное обществом на 


регистрацию обозначение характеризует товар, указывая на его вид, свойства  (пирожное на палочке), и воспринимается потребителями в качестве указания  на мучное кондитерское изделие.

Вывод о возможности восприятия заявленного на регистрацию в качестве  товарного знака обозначения как указания на вид, качество, количество,  свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их  производства или сбыта может оказаться достаточным для принятия решения  об отказе в его регистрации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи  1483 ГК РФ

Следовательно, заявленному обозначению, характеризующему товар, как  правильно констатировал Роспатент, не может быть предоставлена правовая  охрана, а обществу – исключительное право на его использование, так как у  любого лица может возникнуть необходимость использовать в гражданском  обороте обозначение «Кейкпопс», которое характеризует товар – пирожное на  палочке.

Согласно пункту 3 части В. статьи 6.quinquies Парижской Конвенции  товарные знаки, подпадающие под действие данной статьи, могут быть  отклонены при регистрации в случае, если они могут ввести в заблуждение  общественность.

Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков  обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся  ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно  товара либо его изготовителя (подпункт 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 37 Правил  № 482 при рассмотрении вопроса о  ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение  относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким  обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании  потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе  или месте происхождения, которое не соответствует действительности.

Учитывая, что обозначение «Кейкпопс» указывает на вид товара 30 класса  МКТУ (пирожное), относящегося к мучным кондитерским изделиям, Роспатент  обоснованно сделал вывод о том, что для иных товаров 30 класса МКТУ,  приведенных в перечне заявки и не относящихся к упомянутым пирожным,  заявленное обозначение является ложным и способно ввести потребителя в  заблуждение относительно вида товара и его свойств, в связи с чем  регистрация обозначения противоречит и подпункту 1 пункта 3 статьи 1483 

ГК РФ.


Основания для иной оценки приведенных выводов Роспатента, имеющих  значение для применения положений пунктов 1 и 3 статьи 1483 ГК РФ,  отсутствуют. 

Кроме того, обязав Роспатент продолжить рассмотрение поданной  обществом заявки  № 2016742012 на регистрацию товарного знака, Суд по  интеллектуальным правам не указал, в чем заключается существенное  нарушение Роспатентом процедуры принятия решения по поданной обществом  заявке, влекущее необходимость продолжить ее рассмотрение именно с этой  стадии.

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия приходит к выводу  о том, что суды допустили существенное нарушение норм материального и  процессуального права, поэтому на основании части 1 статьи 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые  судебные акты подлежат отмене.

Поскольку все фактические обстоятельства по делу установлены судами,  судебная коллегия полагает возможным отменить обжалуемые судебные акты и  принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении  заявления.

Руководствуясь статьями 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Суда по интеллектуальным правам от 25.12.2018 и  постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 22.04.2019 по  делу  № СИП-691/2018 отменить.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью  «Кондитерская фабрика «Черемушки» отказать.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и  может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской  Федерации в трехмесячный срок.

Председательствующий судья Хатыпова Р.А. Судья Маненков А.Н. Судья Попов В.В.