ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 301-ЭС14-2273 от 26.12.2014 Верховного Суда РФ

668626482

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 301-ЭС14-2273

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 26 декабря 2014 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.02.2014 по делу № А28-10847/2013, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.07.2014 по тому же делу

по иску муниципального унитарного предприятия «Яранское пассажирское автотранспортное предприятие (г. Яранск) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва), субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице Департамента финансов Кировской области (г. Киров) о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие «Яранское пассажирское автотранспортное предприятие» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ) и субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице Департамента финансов Кировской области (далее – департамент) о взыскании 426 278 рублей убытков, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан в 2012 - 2013 годах льготного проезда автомобильным транспортом общего пользования на городских и пригородных маршрутах, в том числе за счет казны Российской Федерации 221 812 рублей, за счет казны субъекта Российской Федерации 204 466 рублей.


Решением Арбитражного суда Кировской области от 06.02.2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014, заявленные требования удовлетворены.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 28.07.2014 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения

Минфин РФ обратился в Высший Арбитражный суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов, просил их отменить, как принятые с нарушением норм материального права.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При изучении доводов Минфина РФ по материалам истребованного дела установлены основания для передачи кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, предприятие осуществляет пассажирские перевозки населения автомобильным транспортом общего пользования на городских маршрутах в пределах территории Яранского городского поселения.

Между администрацией Яранского городского поселения и предприятием заключены соглашения о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, возникших в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров на транспорте общего пользования на городских маршрутах от 19.01.2012 и от 15.01.2013, по условиям которых предприятие обязалось оказывать транспортные услуги по перевозке пассажиров на транспорте общего пользования на городских маршрутах в пределах территории Яранского городского поселения, а администрация приняла на себя обязательство возместить затраты в части превышения расходов, понесенных предприятием в связи с применением установленного в нормативном порядке тарифов на услуги по перевозке пассажиров на городских маршрутах, над доходами от оказания таких услуг.

Постановлением Правительства Кировской области от 24.10.2011 № 124/524 утвержден перечень категорий граждан, имеющих право на льготный проезд в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения и автомобильном транспорте пригородного сообщения. Названный перечень содержит категории граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится как к ведению Российской Федерации


(федеральный регистр), так и к ведению Кировской области (областной регистр).

Для указанных в перечне категорий граждан постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2008 № 140/268 «О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области» предусмотрено право на льготную стоимость проезда в автомобильном транспорте городского сообщения в размере в размере 70% от установленного тарифа на проезд.

В соответствии с решением Правления региональной службы по тарифам Кировской области от 04.04.2011 № 11 с 16.04.2011 стоимость полного тарифа на проезд в городском автомобильном транспорте составила 12 рублей, стоимость тарифа для граждан, имеющих право на льготы – 8 рублей 50 копеек.

Решением Правления региональной службы по тарифам Кировской области от 31.07.2012 № 31/1 с 01.09.2012 стоимость полного тарифа на проезд в городском автомобильном транспорте установлена в размере 13 рублей (при отсутствии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда).

Стоимость тарифа для граждан, имеющих право на льготы, согласно постановлению Правительства Кировской области от 07.08.2012 № 165/470 с 01.09.2012 составила 9 рублей.

Таким образом, разница в стоимости проезда в городском сообщении между обычным тарифом и установленным размером льготного проезда составила 3 рубля 50 копеек до 01.09.2012 и 4 рубля с 01.09.2012.

В период с 01.01.2012 по 30.06.2013 предприятием перевезено 224 764 пассажира, имеющих право льготного проезда, из них: федеральных льготников - 58 467 пассажира, областных - 166 297 пассажира.

Предприятием за период с 01.01.2012 по 30.06.2013 понесено расходов по перевозке льготной категории граждан в размере 852 563 рублей, из которых возмещено 421 417 рублей.

Сумма недополученных доходов за указанный период составила 431 146 рублей, в том числе по перевозкам граждан, относящихся к федеральному регистру - 221 812 рублей, по перевозкам граждан, относящихся к областному регистру - 209 334 рубля.

В связи с неполным возмещением расходов, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан, предприятие обратилось в суд с иском о взыскании убытков за счет средств соответствующих бюджетов.

Суды удовлетворили заявленные предприятием требования, руководствуясь статьями 15, 16, 790 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принцах организации местного


самоуправления в Российской Федерации», пунктами 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Представленный предприятием расчет убытков, основанный на численности категорий граждан, отнесенных к федеральному и областному регистрам и иных категорий, обладающих правом на льготный проезд, тарифе на проезд, количестве льготных категорий граждан за период с 01.01.2012 по 30.06.2013 и другим показателям, признан судами обоснованным.

Суды установили, что количество пассажиров, имеющих право льготного проезда, подтверждено отчетами о перевозке граждан льготной категории, при этом для определения количества каждой категории граждан, имеющих право льготного проезда, использованы данные, предоставленные Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Яранском районе Кировской области, КОГКУ СЗ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Яранском районе», МКУ «Ресурсный центр образования Яранского района Кировской области», Управления образования Администрации Яранского района Кировской области, КОГОКУ СОШ с УИОП г. Яранска.

Расчет убытков произведен на основании билетно-учетных листов и путевых листов, исходя из разницы тарифов, утвержденных за один проезд в автобусах для граждан, не имеющих право льготного проезда, и тарифом для льготных категорий граждан.

При этом суды пришли к выводу о том, что применение понижающего коэффициента, установленного в порядке, утвержденном постановлениями Правительства Кировской области от 23.10.2008 № 150/430 и от 25.01.2012 № 136/24, противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации о полном возмещении убытков.

Доводы ответчиков о том, что расчет был произведен с нарушением Порядка, утвержденного постановлением Правительства Кировской области, предусматривающего расчет выпадающих доходов с учетом понижающего коэффициента для городских маршрутов (0,5), не приняты судами, исходя из принципа полного возмещения убытков.

Оспаривая судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, Минфин указывает, что сумма убытков определена предприятием без учета Порядка предоставления из областного бюджета денежных средств на возмещение перевозчиками недополученных доходов в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области и установленной им формулы: Дн=(То-Тл) х К х к, где к – коэффициент для городских маршрутов – 0,5(1,0).

Коэффициент 1,0 для городских маршрутов применяется при внедрении автоматизированной системы учета и оплаты проезда перевезенных пассажиров, имеющих право на льготный проезд.

Поскольку перевозка пассажиров в спорный период осуществлялась предприятием без применения автоматизированной системы учета и оплаты


проезда, сумма недополученных доходов должна определяться с применением коэффициента 0,5.

Постановлением Правительства Кировской области от 25.01.2012 № 136/24 утвержден Порядок предоставления из областного бюджета денежных средств на возмещение перевозчиками недополученных доходов в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области. Данным Порядком предусмотрена ежемесячная форма отчетности перевозчика о перевозке льготных категорий граждан. Денежные средства предоставляются перевозчикам ежемесячно в соответствии с их отчетами, представляемыми в Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области.

Согласно пункту 3.2 Порядка возмещение перевозчикам недополученных доходов на пригородных перевозках осуществляется в полном объеме, а на городских перевозках при отсутствии автоматизированной системы учета и оплаты проезда перевезенных пассажиров с коэффициентом 0.5.

Ранее, до издания указанного постановления, действовало постановление Правительства Кировской области от 23.10.2008 № 150/430 «Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета денежных средств юридическим лицам - предприятиям транспорта и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным и электрифицированным транспортом городского и пригородного сообщения, на возмещение им недополученных доходов, полученных в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области», пунктом 2.1 которого также было предусмотрено применение коэффициента 0,5 при определении суммы недополученных доходов на городских маршрутах при отсутствии персонифицированного учета перевезенных пассажиров, имеющих право на льготный проезд.

Минфин РФ указывает, что предприятие не доказывает размер фактически понесенных убытков в связи с перевозкой льготной категории граждан, и экономическую обоснованность установленных тарифов на проезд в общественном транспорте, требования предприятия направлены на возмещение недополученных доходов от перевозки льготной категории граждан. Поскольку порядок расчета таких доходов установлен нормативно, Минфин РФ полагает, что предприятие, являясь перевозчиком, не вправе самостоятельно производить определение таких доходов иным расчетным путем, в связи с чем предложенный им расчет недополученных доходов (убытков) не соответствует действующему в спорный период на территории Кировской области Порядку и не может подтверждать обоснованность заявленных им требований.

Сложившаяся в настоящее время судебно-арбитражная практика допускает возможность использования расчетного метода при отсутствии на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества.

При названных обстоятельствах доводы Минфина РФ заслуживают внимания, в связи с чем жалоба с делом подлежит передаче для рассмотрения в


судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

жалобу Министерства финансов Российской Федерации передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Борисова Е. Е.



2

3

4

5

6