ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 301-ЭС18-21426 от 11.12.2018 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 301-ЭС18-21426(2)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 11 декабря 2018 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Самуйлов С.В., изучив  кассационную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного  предприятия «Мухтоловпассажиравтотранс»» (далее – предприятие) 

на определение Арбитражного Нижегородской области от 05.04.2018,  постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 и  постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.09.2018 

по делу № А43-11680/2015 о банкротстве муниципального унитарного  предприятия «Мухтоловский пассажирский автомобильный транспорт» (далее  – должник, предприятие), 

установил:

в рамках дела о банкротстве должника его конкурсный управляющий ФИО1 и конкурсный кредитор – компания обратились в суд с  заявлениями о привлечении собственника имущества предприятия –  администрации Ардатовского муниципального района Нижегородской области  (далее – администрация) к субсидиарной ответственности по обязательствам  должника в размере 1 938 867,17 руб. и 14 495 346,69 руб. соответственно. 

Объединив указанные заявления для совместного рассмотрения, суд  первой инстанции определением от 05.04.2018, оставленным в силе судами  апелляционной инстанции и округа, в удовлетворении требования отказал. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, предприятие указывает на нарушения в толковании и применении  судами норм права. 

По результатам изучения материалов истребованного дела, принятых по  делу судебных актов и доводов, содержащихся в кассационной жалобе,  установлено, что предусмотренные статьей 291.6 Арбитражного 


процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основания  для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании отсутствуют. 

Из представленных материалов следует, что заявления конкурсного  управляющего и компании основаны на статье 9, пункте 1 статьи 61.12 и  пункте 1 статьи 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О  несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и  мотивированы тем, что администрация как собственник имущества и  учредитель предприятия не исполнила в установленный законом срок  обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании  должника банкротом при обнаружении признаков его неплатежеспособности; в  нарушение статьи 15 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О  государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не приняла  решение о реорганизации или ликвидации предприятия; причинила вред  имущественным правам кредиторов должника в результате ненаделения  предприятия имуществом на праве хозяйственного ведения. 

Исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71  АПК РФ, суд первой инстанции констатировал, что из материалов дела не  следует, что действия администрации (собственника имущества предприятия)  послужили причиной неплатежеспособности предприятия и вызвали его  банкротство. Установив, что с 2013 по 2015 год администрация в целях  покрытия убытков выделила предприятию субсидии в размере 11 122 000 руб.,  за счет которых могла быть погашена задолженность перед компанией; в  рамках конкурсного производства в пользу должника перечислены субсидии в  сумме 1 205 497,90 руб. с целью погашения задолженности по заработной  плате, суды сочли недоказанным то, что должнику были предъявлены  требования, которые он не смог удовлетворить ввиду удовлетворения  требований иных кредиторов, а равно наличия иных обозначенных в пункте 1  статьи 9 Закона о банкротстве обстоятельств, являющихся основанием для  обращения контролирующего лица в суд с заявлением о признании должника  банкротом. 

Суды констатировали, что в рассмотренном случае совокупностью  представленных доказательств не подтверждается, что в спорный период  сложились условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве,  для возникновения у администрации обязанности по инициированию  обращения в суд с заявлением о банкротстве подконтрольного предприятия.  Администрация, с учетом выделения предприятию субсидий для покрытия  убытков, обоснованно рассчитывала на преодоление финансовых трудностей и  принимала разумные меры к этому. 

Суды отметили, что само по себе возникновение признаков  неплатежеспособности либо обстоятельств, названных в абзацах 5 и 7 пункта 1  статьи 9 Закона о банкротстве, даже будучи доказанным, не свидетельствовало  об объективном банкротстве (критическом моменте, в который должник из-за  снижения стоимости чистых активов стал неспособен в полном объеме  удовлетворить требования кредиторов). 


Исходя из изложенного, суды пришли к выводу о непредставлении  заявителями доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что после  30.03.2012 возникла обязанность по подаче заявления о признании должника  банкротом, которую администрация не исполнила, в связи с чем правомерно  отказали в удовлетворении требования о привлечении администрации к  субсидиарной ответственности на основании статьи 61.12 Закона о банкротстве. 

Кроме того, суды отметили, что при таких условиях решение о  ликвидации должника в порядке статьи 15 Федерального закона от 14.11.2002   № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»  также представлялось нецелесообразным. 

Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется. 

Возражения заявителя, изложенные в настоящей кассационной жалобе,  являлись предметом рассмотрения судов и сводятся к переоценке  исследованных и надлежаще оцененных ими доказательств. 

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм  материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела  и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных  актов в кассационном порядке, заявителем не представлено. 

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 АПК РФ,

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации. 

Судья С.В. Самуйлов